Пряжевская икона Божьей Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пречистая Дева на изображении указывает рукой на Своего Божественного Сына, как на истинный Путь спасения. Образ был написан в семнадцатом столетии. Он хранился в храме Воскресения Христова села Пряжево, в десяти километрах от украинского города Житомира.
К сожалению, подробности обретения иконы и летопись чудес, происходивших по молитвам перед святыней, были утрачены в восемнадцатом веке, когда Воскресенская церковь принадлежала униатам — сторонникам союза с католиками. Не сохранилась и сама Пряжевская икона — она бесследно исчезла после революции 1917 года.
Однако, в вихрях истории уцелело несколько её чудотворных списков. Самый древний датируется, как и первообраз, семнадцатым веком. Он был написан для Белогорской Николаевой пустыни, основанной в 1672 году близ села Горналь под Курском. Сегодня эта обитель известна как Горнальский Николаевский Белогорский монастырь. Пряжевская икона на протяжении нескольких веков оставалась здесь чтимой святыней. Каждый год на Вознесение образ Божией Матери проносили крестным ходом в расположенный в семи километрах город Мирополье. Сейчас это Сумская область Украины. А осенью, между праздниками Успения и Рождества Богородицы, крестоходцы преодолевали с иконой двадцать километров до города Суджи.
Благочестивая традиция пресеклась после революции 1917 года. Монастырь закрыли, на его территории разместили исправительную колонию для малолетних. Пряжевскую икону монахам удалось спасти. В советское время она хранилась в Троицком храме в Судже. В 1996 году верующие возобновили обычай совершать крестный ход со святыней. Молитвенное шествие совершалось в село Горналь, к тому месту, где прежде находился Никольский монастырь. Когда обитель вновь стала действующей в 2001 году, образ Богородицы вернулся на своё историческое место. Православные возобновили крестные ходы в Мирополье. Последний состоялся в 2014-ом.
В 2025 году Горнальская Николаевская обитель оказалась в зоне боевых действий. Насельники вывезли Пряжевскую икону Божией Матери из-под обстрелов и поместили на монастырском подворье, в Покровском храме города Курска.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











