
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему в христианской традиции верующие называют друг друга братьями и сёстрами? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Антарктида, Южный полюс, считается самым холодным местом на Земле. Бывает, что столбик термометра здесь опускается до отметки минус 80 градусов по Цельсию. Ну а минус пятьдесят зимой — это обычное дело. И вот в этих условиях живут пингвины. Когда мороз крепчает, да ещё и дует ледяной ветер, пингвины сбиваются в стаю спиной к ветру и начинают неспешное движение по кругу. В середине теплее всего, по краям холод. Но в результате движения те, кто закоченел, по мере приближения к центру отогреваются. Те, кто отогрелся, постепенно из центра перемещаются на периферию, уступая место собратьям. И такая ротация происходит до тех пор, пока не закончится ненастье. Инстинкт заставляет животных заботиться друг о друге, чтобы выжить в суровых условиях. Поодиночке все замерзнут.
В основе церковной жизни лежит похожий принцип. Мы не можем спастись поодиночке. Поэтому и говорит апостол Павел, что Церковь — это тело, организм. Господь оживляет его Своей благодатью. Однако это не означает, что мы должны оставаться пассивными и ждать, когда Бог всё сделает за нас. Христос говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». То есть наша задача — как минимум удержаться вместе. Используя аналогию с животным миром, собраться в общину, и чтобы мои близкие не замерзли и не погиб я сам, организовать движение по кругу. Так благодать будет беспрепятственно разливаться по венам церковного тела. Поэтому на каждом из нас лежит ответственность за сохранение единства Церкви. Каждый христианин призван это делать на своём уровне. Патриарх думает о всей Церкви, епископ — о вверенной ему епархии, священник — о приходе, а отдельный прихожанин — о том небольшом служении, которое он несёт в своей общине. Но все мы обязаны заботится об общем благе, созидать единство. Если я не участвую в этом общем деле, я христианин лишь номинально. Нет посильного служения, я остаюсь один, вне спасительного круга, на лютом холоде, под порывами пронизывающего ветра. Безусловно, Бог будет промышлять и заботится обо мне и в этом случае. Но упадёт моя восприимчивость к Его действиям. Душа начнёт коченеть. Я рискую перестать ощущать присутствие благодати в своей повседневной жизни, как замёрзший человек перестаёт ощущать обмороженные части тела.
А потому всякий, кто хочет чувствовать себя по-настоящему живым, наполненным теплом и светом Христовым, пусть помнит важный духовный принцип: мы не спасёмся поодиночке. Наша душа быстрее усваивает те дары, которые принёс Спаситель, если мы несём посильное служение в той общине, членами которой являемся. Лишь проявляя заботу о своих братьях и сестрах, мы начинаем явственно ощущать благодать Божию, которая согревает нас даже в те периоды, когда в нашей жизни дуют пронзительные ветра и наступают лютые холода.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер