
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему в христианской традиции верующие называют друг друга братьями и сёстрами? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Антарктида, Южный полюс, считается самым холодным местом на Земле. Бывает, что столбик термометра здесь опускается до отметки минус 80 градусов по Цельсию. Ну а минус пятьдесят зимой — это обычное дело. И вот в этих условиях живут пингвины. Когда мороз крепчает, да ещё и дует ледяной ветер, пингвины сбиваются в стаю спиной к ветру и начинают неспешное движение по кругу. В середине теплее всего, по краям холод. Но в результате движения те, кто закоченел, по мере приближения к центру отогреваются. Те, кто отогрелся, постепенно из центра перемещаются на периферию, уступая место собратьям. И такая ротация происходит до тех пор, пока не закончится ненастье. Инстинкт заставляет животных заботиться друг о друге, чтобы выжить в суровых условиях. Поодиночке все замерзнут.
В основе церковной жизни лежит похожий принцип. Мы не можем спастись поодиночке. Поэтому и говорит апостол Павел, что Церковь — это тело, организм. Господь оживляет его Своей благодатью. Однако это не означает, что мы должны оставаться пассивными и ждать, когда Бог всё сделает за нас. Христос говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». То есть наша задача — как минимум удержаться вместе. Используя аналогию с животным миром, собраться в общину, и чтобы мои близкие не замерзли и не погиб я сам, организовать движение по кругу. Так благодать будет беспрепятственно разливаться по венам церковного тела. Поэтому на каждом из нас лежит ответственность за сохранение единства Церкви. Каждый христианин призван это делать на своём уровне. Патриарх думает о всей Церкви, епископ — о вверенной ему епархии, священник — о приходе, а отдельный прихожанин — о том небольшом служении, которое он несёт в своей общине. Но все мы обязаны заботится об общем благе, созидать единство. Если я не участвую в этом общем деле, я христианин лишь номинально. Нет посильного служения, я остаюсь один, вне спасительного круга, на лютом холоде, под порывами пронизывающего ветра. Безусловно, Бог будет промышлять и заботится обо мне и в этом случае. Но упадёт моя восприимчивость к Его действиям. Душа начнёт коченеть. Я рискую перестать ощущать присутствие благодати в своей повседневной жизни, как замёрзший человек перестаёт ощущать обмороженные части тела.
А потому всякий, кто хочет чувствовать себя по-настоящему живым, наполненным теплом и светом Христовым, пусть помнит важный духовный принцип: мы не спасёмся поодиночке. Наша душа быстрее усваивает те дары, которые принёс Спаситель, если мы несём посильное служение в той общине, членами которой являемся. Лишь проявляя заботу о своих братьях и сестрах, мы начинаем явственно ощущать благодать Божию, которая согревает нас даже в те периоды, когда в нашей жизни дуют пронзительные ветра и наступают лютые холода.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема