
Осень в Петербурге — прекрасна. Время поэтов как-то особенно подходит культурной столице. Приезжая сюда из Москвы, отдыхаешь, погружаясь в размеренный ритм города.
Я прилетела рано утром. Вызываю такси. Подъезжает женщина лет 50 с яркой копной рыжих волос. Приветливо улыбается, забирает чемодан, хотя я сопротивляюсь и говорю, что могу поставить его сама, но она непреклонна. Легким движением руки закидывает его в багажник, и мы едем.
Начинается разговор. Она рассказывает мне о том, как сын с невесткой все никак не могут достроить дом, как она работает на такси, чтобы помочь им, как будут радоваться ее 4 внука, бегая по новому дому.
Было принято решение все дни, пока я в Петербурге, путешествовать по городу вместе.
Мы за эти дни побывали в разных культурных и святых местах, много беседовали, и я удивлялась способности Екатерины так много успевать, всем помогать и при этом всегда быть приветливой и не скупой на добрые слова.
А затем как-то случайно, во время разговора, я узнала что у нее в жизни несколько лет назад случилось большое горе. И тут я вспомнила слова, которые говорил Иоанн Кронштадский Алексею Мечёву когда у него умерла матушка: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». В жизни этой очаровательной женщины они воплотились в полной мере.
Она могла начать себя жалеть, сокрушаться, задаваться вопросом: «За что? И почему?» Но сделала другой выбор — выбор служения Богу и людям.
«Как красив может быть человек», — думала я, глядя на нее.
За пять дней я завершила все свои дела, и пора было лететь обратно в Москву. Время прощаться.
Я обнимаю Екатерину, говорю слова благодарности. Она дает мне сверток. Открываю, а там вышитая бисером икона моей небесной покровительницы — святой Фотинии. Екатерина сама вышила. Для меня это было неожиданно! Такого трогательного подарка мне еще никто не делал.
Как удивительно! Совсем незнакомая женщина стала за несколько дней мне близкой и родной. Вызов утреннего такси обернулся для меня подарком встречи с удивительным человеком. Правильно говорят, что все случайности неслучайны.
Подаренная икона стоит у меня в доме, как символ тепла и любви простого человека. Часто мы замыкаемся на том, что «любим» родных людей, дарим им подарки, заботимся только о них. Но как важно это делать по отношению ко всем, кто нас окружает — и близким, и далеким. Ведь любовь — это качество, а не чувство. Нужно, чтобы люди от нашего присутствия согревались, потому что добрых слов и внимания никогда не будет много.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.