Осень в Петербурге — прекрасна. Время поэтов как-то особенно подходит культурной столице. Приезжая сюда из Москвы, отдыхаешь, погружаясь в размеренный ритм города.
Я прилетела рано утром. Вызываю такси. Подъезжает женщина лет 50 с яркой копной рыжих волос. Приветливо улыбается, забирает чемодан, хотя я сопротивляюсь и говорю, что могу поставить его сама, но она непреклонна. Легким движением руки закидывает его в багажник, и мы едем.
Начинается разговор. Она рассказывает мне о том, как сын с невесткой все никак не могут достроить дом, как она работает на такси, чтобы помочь им, как будут радоваться ее 4 внука, бегая по новому дому.
Было принято решение все дни, пока я в Петербурге, путешествовать по городу вместе.
Мы за эти дни побывали в разных культурных и святых местах, много беседовали, и я удивлялась способности Екатерины так много успевать, всем помогать и при этом всегда быть приветливой и не скупой на добрые слова.
А затем как-то случайно, во время разговора, я узнала что у нее в жизни несколько лет назад случилось большое горе. И тут я вспомнила слова, которые говорил Иоанн Кронштадский Алексею Мечёву когда у него умерла матушка: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». В жизни этой очаровательной женщины они воплотились в полной мере.
Она могла начать себя жалеть, сокрушаться, задаваться вопросом: «За что? И почему?» Но сделала другой выбор — выбор служения Богу и людям.
«Как красив может быть человек», — думала я, глядя на нее.
За пять дней я завершила все свои дела, и пора было лететь обратно в Москву. Время прощаться.
Я обнимаю Екатерину, говорю слова благодарности. Она дает мне сверток. Открываю, а там вышитая бисером икона моей небесной покровительницы — святой Фотинии. Екатерина сама вышила. Для меня это было неожиданно! Такого трогательного подарка мне еще никто не делал.
Как удивительно! Совсем незнакомая женщина стала за несколько дней мне близкой и родной. Вызов утреннего такси обернулся для меня подарком встречи с удивительным человеком. Правильно говорят, что все случайности неслучайны.
Подаренная икона стоит у меня в доме, как символ тепла и любви простого человека. Часто мы замыкаемся на том, что «любим» родных людей, дарим им подарки, заботимся только о них. Но как важно это делать по отношению ко всем, кто нас окружает — и близким, и далеким. Ведь любовь — это качество, а не чувство. Нужно, чтобы люди от нашего присутствия согревались, потому что добрых слов и внимания никогда не будет много.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Храм Рождества Иоанна Предтечи — Нижний Новгород

Фото: Piqsels
Нижний посад — один из старейших районов Нижнего Новгорода. Ещё в тринадцатом веке здесь, в устье реки Почайны, у подножия Дятловых гор, шумел торг. К шестнадцатому столетию прибрежная территория представляла собой оживлённую слободу из полутора тысяч дворов, с бесчисленными лавками и амбарами. Центром Нижнего посада стала церковь Иоанна Предтечи. С паперти этого храма в 1612 году Козьма Минин огласил своё воззвание. Мужественный горожанин призвал тогда нижегородцев создать ополчение и защитить Москву от польских интервентов.
Иоанно-Предтеченская церковь в ту пору была деревянной. В камне её перестроили в 1683 году. Инициатором и организатором строительства стал успешный нижегородский промышленник Гавриил Дранишников. Он лично закупал материалы, нанимал каменщиков и отделочников и контролировал все этапы возведения церкви. К сожалению, меценат не дожил до освящения храма. Перед смертью он завещал всё свое состояние брату Лаврентию — с условием, что тот завершит богоугодное дело. И наследник с честью исполнил поручение.
Храм встал на склоне высокого холма, словно корабль на гребне волны. У его основания, под горой, строители обустроили так называемое «подцерковье» — просторные каменные помещения. Прихожане сдавали их внаём приезжим купцам и тем пополняли казну храма. В тридцатых годах девятнадцатого века эти строения снесли по велению императора Николая Первого. Он посетил Нижний и дал немало указаний по обустройству города. Вместо «подцерковья» соорудили каменную террасу, которая стала для храма своеобразным пьедесталом.
В 1882 году рядом с церковью Иоанна Предтечи построили часовню во имя Александра Невского. Так горожане почтили память императора Александра Второго, погибшего от рук террориста. Архитектурный ансамбль стал украшением Нижнего Посада. Он чудом уцелел после революции 1917 года. Безбожники закрыли Иоанно-Предтеченский храм вместе с Александровской часовней и приговорили к сносу. Однако, не снесли. Церковные строения приспособили под спортивную школу мотоциклистов и библиотеку.
В девяностых годах двадцатого века храм Иоанна Предтечи вновь стал принадлежать верующим. Горожане немало потрудились, чтобы вернуть зданию исторический облик. Научная реставрация завершилась в 2005-ом. В том же году 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй освятил возрожденную церковь Иоанна Предтечи. С тех пор богослужения в ней не прекращались.
Отреставрировали нижегородцы и Александровскую часовню. Небольшое изящное здание с фигурной островерхой крышей примыкает к Иоанно-Предтеченской церкви с северо-западной стороны. В народе часовню называют Царской. И этот эпитет не только напоминает о мученической кончине императора Александра Второго, но и свидетельствует об архитектурном великолепии здания.
Все выпуски программы ПроСтранствия







