В моей семье всегда постились. И я начала поститься, когда была ребенком. Каким был мой пост? Помню, папа отключал возможность играть в компьютерные игры. Телевизор завешивали шторкой и весь пост не смотрели. Насчёт еды тоже всё обстояло строго.
Бабушка спорила с родителями, что, мол, детям нужно полноценно питаться, но мы с сестрой поддерживали сторону папы и мамы. И постились по всем правилам.
В связи с этим, я периодически попадала в неловкие ситуации в компаниях, где о посте не знали совсем или знали понаслышке.
Я училась в 11 классе, когда в наш город приехали Том и Маргарет, пожилая пара из Америки. Они стали бесплатно обучать местных детей английскому языку. Мы с одноклассниками посещали эти занятия с большой радостью. По окончании курса наши американские преподаватели предложили всем желающим посидеть в ресторанчике и побеседовать в свободном режиме.
Возможно, это был первый раз в моей жизни, когда я самостоятельно пошла в ресторан. Волновалась. Том и Маргарет сказали, что они всех угощают. Заведение специализировалось на блинах, и они как американцы хотели вволю их наесться.
В тот день и произошла ситуация, которая многому меня научила. Это была не какая-нибудь обычная суббота. Это была Лазарева суббота. Последняя перед Страстной неделей. Суббота перед Входом Господним в Иерусалим. На сам Вход Господень как на праздник дозволяется рыба. А в Лазареву субботу — икра.
Поэтому, раскрыв меню, мы с подругой, которая тоже постилась, уверенно ткнули в блины с красной икрой и сказали: «Вот это нам можно!» И принялись объяснять, что мы постимся, что такое Великий пост, какой он строгий и как ничего нельзя есть. Том и Маргарет слушали немного удивленно, улыбались и, конечно же, заказали то, что мы просили.
Когда всем за столом принесли выбранные блюда, я вдруг поняла, что мы заказали самые дорогие блины в ресторане. Мне стало стыдно. Я так хотела показать всем, как строго я придерживаюсь правил поста, а получилось, что меня всё равно заботило, как бы повкуснее поесть — и тогда смысл поста исчезает.
Что же получается? Дело не только в том, чтобы есть икру, когда можно есть икру, и есть рыбу, когда можно рыбу? Дело ещё и в контексте, дело в адекватной оценке ситуации — например, стоимости икры на рынке.
Я тогда осознала, что не нужно относиться к постным ограничениям формально. Ограничение должно идти изнутри, от души самого человека. Теперь я отмечаю, как на меня воздействует то или иное удовольствие, и отказываюсь от него в пост, если чувствую, что становлюсь зависимой.
Дело не в том, чтобы следовать правилам ради правил и делать всё, что позволено. Просто наше внутреннее стремление к свободе духа глубже и сильнее, чем, например, стремление к шоколадке, даже если она горькая и формально нам её можно. Или к красной икре.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
1 ноября. О делателях и жатве
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
О делателях и жатве, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
1 ноября. О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой
Сегодня 1 ноября. День памяти Блаженной Клеопатры и её сына святого Иоанна, живших в четвёртом веке.
О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой, — протоиерей Михаил Самохин.
1 ноября. О пророке как вестнике воли Божьей
Сегодня 1 ноября. Церковь чтит память Пророка Иоиля, жившего предположительно пятом веке до Рождества Христова.
О пророке как вестнике воли Божьей, — протоиерей Василий Гелеван.