
Как-то на паре в институте преподаватель стал показывать нам иконы Христа одну за другой. Сюжет был общий: Христос смотрит на нас, благословляющий жест, в левой руке — раскрытое Евангелие. Задача была, как говорится, найти семь отличий. Например, где-то Он в полный рост, где-то по пояс; где-то в венце, где-то — на троне. Наконец вспомнили, что наш предмет — древнерусская литература, и стали обращать внимание на текст раскрытого Евангелия. А он всё время был разный. «Как вы думаете, о чём это говорит?» — спросил учитель.
Мысль меня заинтриговала очень. После я продолжила отмечать для себя, какой текст мне встретится на очередной иконе — в родном ли храме, в музеях, в поездках по другим городам. В монастырях я собирала богатый урожай. Новая цитата — новая строчка в моей записной книжке. Повтор — ставлю палочку.
Вот что у меня вышло в итоге.
Разброс цитат не такой уж большой — есть несколько, так сказать, «лидеров». Давайте я вам о них и расскажу.
Самой частой оказалась цитата — «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Что понятно: кажется, всё, что говорит нам Христос, всё это — про любовь. Любовь — и есть новая заповедь, то есть, как раз новый завет. Сама книга так и называется. Логично, что авторы решили раскрыть её на этой месте, правда?
Другой известный отрывок — «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные». Это тоже про любовь, но по-другому. Там Христос говорил нам о любви друг к другу, а здесь Он говорит о Своей любви к нам. Это Христос-утешитель, Тот, к Кому хочется прийти отдохнуть, Тот, Кто дарит покой. Тогда и нам становиться яснее, как исполнять ту самую «новую заповедь», как любить друг друга.
Чуть реже, но тоже встречалась цитата: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Эта фраза призывает к мужеству. Вот мы пришли к Христу уставшие, выдохнули, побыли с Ним рядом. Теперь нам нужно возвращаться. К своим делам, к своим близким, к самим себе и своей жизни. Мы только что узнали, почувствовали, каково это — быть с Богом, и теперь Он просит нас не терять это, когда мы выйдем из храма или закончим молитву.
Последняя надпись, о которой я скажу: «Аз есмь свет миру» (то есть «Я — свет миру»). Это Христос рассказывает нам о Себе. Вот передо мной Бог, и Он рассказывает мне — о Себе. Тут я напрочь выпадаю из времени, уже не думаю, что мне нужно делать сегодня, завтра... Я вся в этой встрече, я растворяюсь в ней — или, наоборот, собираюсь. Это чистое присутствие, чистое здесь-и-сейчас наедине с Богом. И наедине со всем миром, потом что Бог светит всему миру. Не вообще светит, а прямо сейчас.
Прежде, чем закончить, мне нужно сказать вот что ещё. На многих иконах Христос держит Евангелие просто закрытым. Что это значит? Авторам не хватило фантазии? Или почерк был плохой, решили ничего не писать? Мне кажется, это про то, что закрытая книга — это всегда Тайна. Видите, как по-разному мы можем встретиться с Христом? В любви, в усталости, в мужестве. Всё это — Христос. Вся Его полнота всегда останется для нас недоступной. Мне кажется, закрытая книга — это про это. Христос — книга жизни. На какой странице я открою эту книгу сегодня?
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер