
В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре Святой Горы Афон разбирали почту. На серебряный поднос, куда складывали корреспонденцию, адресованную настоятелю монастыря, лёг небольшой конверт из простой серой бумаги. На круглой печати из тёмного сургуча был оттиснут двуглавый орёл. Обратным адресом значился город Коломна Московской губернии.
Когда почту принесли настоятелю, он прочитал несколько строк, и попросил посыльного монаха не уходить, пока не окончит чтение. Через несколько минут, сняв очки, настоятель протянул монаху письмо со словами: «Отнеси в иконописную. Скажи братьям, что я благословил».
Письмо на Афон из далёкого подмосковного городка отправила Мария Николаевна Шевлягина — коломенская купчиха, женщина, которую жители города с уважением и благодарностью называли «христарадная». Единственная наследница многомиллионного состояния своего отца, богатейшего в Коломне скотопромышленника, Мария Николаевна не стремилась к красивой жизни. Она не покупала дорогих экипажей и сногсшибательных нарядов. Всегда скромно одетую — в тёмное платье и такой же платок, — чаще всего Шевлягину можно было увидеть в храме, где она молилась или раздавала милостыню.
Она искренне заботилась о городских церквях, делала постоянные пожертвования на их ремонт и убранство. Вот и в Пантелеимоновский монастырь на Афоне она обратилась с просьбой — написать для Богоявленского храма Коломны образ святого целителя и великомученика Пантелеимона. Оплатить труд иконописцев и доставить образ со Святой Горы в Богоявленскую церковь купчиха Шевлягина обязалась за собственный счёт.
Другой храм Коломны — Рождественский — Мария Николаевна считала своим вторым домом. В его ограде были похоронены несколько поколений Шевлягиных, здесь хотела найти свой последний приют и она сама. Мария Николаевна неустанно заботилась о Рождественской церкви. В тысяча девятьсот седьмом году она взяла на себя все расходы по её капитальному ремонту, а кроме того, заказала новые драгоценные оклады на все храмовые иконы. Главную святыню церкви — Тихвинский образ Божьей Матери — Шевлягина украсила настоящими бриллиантами.
Но главным своим богатством Мария Николаевна считала доверие людей. Она с радостью принимала всех, кто приходил к ней со своими нуждами и бедами, и никогда не оставалась безучастной. Она охотно устраивала приданое бедным невестам и даже учредила в городском банке капитал, процентами с которого могли безвозмездно воспользоваться бесприданницы. Бедные семьи получали от неё деньги на строительство жилья, а городские лечебницы, приюты, богадельни и монастыри — ежемесячное содержание.
В тысяча девятьсот втором году купчиха Шевлягина подарила Коломне... водопровод! Две артезианские скважины по чугунным трубам подавали воду в высокую водонапорную башню, строительство которой Мария Николаевна доверила тогда уже знаменитому инженеру Шухову. Дальше вода расходилась по шести городским колонкам, специально для этого установленным и спроектированным так, что по виду они напоминали небольшие красивые башенки. Жители Коломны стали называть их «шевлягинскими бассейками». Водой коломчане могли пользоваться бесплатно и неограниченно; расходы по обслуживанию водопровода Мария Николаевна тоже взяла на себя, внося восемь тысяч рублей ежемесячно. Столь значительная сумма Шевлягину не смущала. Главным для неё было то, что горожане наконец получили чистую, безопасную для здоровья воду.
С приходом советской власти всё имущество Марии Николаевны было национализировано, и финансировать работу водопровода она больше не могла. Первого мая тысяча девятьсот двадцать первого года из-за отсутствия топлива водокачка встала. В этот же самый день Мария Николаевна Шевлягина умерла.
Образ целителя и великомученика Пантелеимона, который по её просьбе был написан на Афоне, и сегодня можно увидеть в Богоявленском храме Коломны. Молясь перед ним, горожане часто с теплом вспоминают женщину, благодаря которой их предки перестали таскать воду коромыслами из Москвы-реки. В центре Коломны не так давно воссоздали «шевлягинскую бассейку» и всерьёз думают о том, чтобы в честь Марии Николаевны Шевлягиной назвать одну из городских площадей.
Все выпуски программы Имена милосердия
Включатель молитвы. Клим Палеха

Для чего нужна молитва, если Бог знает все наши потребности? Со мной произошёл случай, который помог ответить на этот вопрос. Как-то вечером напарник подвозил меня на машине до дома и неожиданно спросил, зачем нужна молитва? Он считал себя атеистом, и я задумался, как ответить, чтобы избежать недопонимания.
— Если Бог всё-таки есть, то Он всё знает, все наши мысли, — рассуждал коллега, — а значит и все наши потребности Ему известны. Зачем же Его просить о чём-то?
Я понимал, что лучше будет, если ответит священник. Потому что раньше в беседах на духовные темы у нас с напарником не получалось прийти к согласию. Видимо, я не мог подобрать правильные аргументы.
Ехать оставалось минут 20, и я попросил дать мне время подумать. А сам начал молиться — просить Бога послать ответ. Но каких-то светлых мыслей в голову не пришло. И я всё-таки решил попробовать объяснить, как могу:
— Смотри, во-первых, наша молитва нужна не Богу, а нам. При этом, у тебя есть свобода выбора, — на этих словах в машине раздался громкий щелчок.
Не знаю, что произошло, но фары неожиданно погасли. Мы остановились. Вся электроника просто отключилась. Коллега нажимал на кнопки и дёргал рычаги, но толку не было. Он открыл капот, проверил проводку и аккумулятор, но поломку не нашел. Я начал тихо молиться, и напарник это заметил.
— Погоди-ка, — вдруг сказал он, — ты сейчас молишься?
— Да, — признался я и добавил с улыбкой, — По-моему, ты уже все варианты перепробовал. Присоединяйся!
Он усмехнулся и начал рассуждать:
— Предположим, моя душа, если она есть, — это фары. А Бог, если Он есть, — это аккумулятор, источник энергии. Тогда молитва — это кнопка включения... Прости, если обижаю тебя такими сравнениями.
Но меня его слова не задели, наоборот понравился ход мыслей.
— Ну, то есть, чтобы электричество дошло от аккумулятора к фарам, нужно нажать вот эту кнопку, — сказал он и уже в сотый раз надавил на включатель, который до этого не реагировал. Но тут он сработал!
Мы одновременно засмеялись — на наших глазах произошло маленькое чудо! Бог ответил на молитву и послал моему неверующему коллеге наглядный пример. Верить или нет — это уже его дело, его свобода, на которую Господь не посягает.
Мы благополучно доехали до наших домов. Прощаясь, он сказал: «Что-то в этом есть...», — имея в виду разговор о молитве в машине. По-моему, эти слова многого стоят. Как и аналогия, которая родилась в голове атеиста: если мы не нажмём кнопку — не будем молиться, то так и останемся в темноте. Позже, я встретил очень похожую мысль у преподобного Порфирия Кавсокаливита. Старец говорил: «Где-то есть электростанция, а в комнате — лампа, но если мы не повернём выключатель, то останемся в темноте. Этим я хочу сказать, что вот есть Христос, есть и душа наша, но если мы не повернем выключатель молитвы, то не увидит наша душа света Христова и мы останемся во мраке диавола».
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 1 зач., I, 1-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В китайской философии даосизма один из ключевых мировоззренческих подходов называется «у-вэй» — или буквально, «недеяние». Как это ни покажется странным, но именно «у-вэй» имеет прямое отношение к сегодняшнему праздничному чтению из книги Деяний святых апостолов — а это самые первые стихи первой главы. Давайте послушаем — и затем постараемся ответить на вопрос, какая здесь связь между праздником Вознесения Господня и «недеянием».
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
Уверен, вы догадались: Христос перед тем, как вознестись в облаке, останавливает недоумевающих учеников перед повисшим в воздухе вопросом: а нам-то что делать? Ответ кажется странным: ждать! Просто ждать, когда исполнится обещанное пророчество о крещении Святым Духом. А когда и как — не ваше дело! Ваше дело — просто ждать.
Но это ожидание вовсе не тождественно апатии, угасанию жизни, или фатализму. И здесь хочется вернуться к принципу «у-вэй»: это, с позволения сказать, «активное недеяние», точнее, «ненавязывание» своей воли бытию — а высвобождение пространства для жизни — или, как скажем мы, христиане, для исполнения воли Господа Бога. Мне понравилась мысль одного современного синолога (исследователя китайской культуры), который интерпретирует «у-вэй» не как «пассивное бездействие», а как «ortho-action» — «действие, свободное от эго-трения». «Право-действие» вполне перекликается с «право-славием». У святых отцов Православной Церкви тоже было такое разделение: теория и праксис, «ортодоксия» и «ортопраксия», которые друг без друга не существуют.
Обратим внимание, что Спаситель даёт очень конкретную заповедь: до сошествия Духа никуда не отлучаться из Иерусалима. На мой взгляд, это очень хорошая иллюстрация, как вроде бы пассивное ожидание может быть на самом деле более чем активным: ведь требуется определённое напряжение, усилие, чтобы не поддаваться помыслам, благовидным предлогам — сбросить с себя это ограничение в передвижении и снова почувствовать абсолютную, ничем не ущемлённую, свободу!
Во многом жизнь христианина гораздо чаще напоминает «недеяние», чем «сверхнапряжение»: ведь в «недеянии» человек как бы «подсобирает» самого себя, уменьшая свою «размазанность» в бытии — в то время как в активном действии ему крайне сложно не «распузыриваться» присутствием своего «эго». Сложно — но — возможно, только при одном условии: если наша активность согласна воле Божией, а не является плодом нашего автономного, анти-Божественного произволения.
Этого благословенного «недеяния» и хочется мне пожелать всем в сегодняшний замечательный праздник Вознесения Господня: Христос не оставляет нас сиротами — но преподаёт замечательный урок внутренней тишины ожидания, только при условии которой и может явиться к нам Животворящий Святой Дух!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Надежда на жизнь без больниц для подопечных фонда «Настенька»

Прошлым летом у 10-летней Арины — яркой, жизнерадостной, заряжающей всех вокруг своей энергией, обнаружили опухоль головного мозга. А дальше последовали операция, лучевая терапия и бесконечные больничные коридоры. Арина очень переживала, что лишилась любимых занятий плаванием и своих озорных косичек. Но она, как настоящая спортсменка и круглая отличница, — не привыкла так просто сдаваться. В больнице девочка всегда старалась чем-то себя занять: уроками, лепкой, рисованием или изучением английского языка.
После длительного лечения в Москве Арина вернулась в родной Красноярск, где началось её восстановление. Болезнь оставила свой отпечаток: мышцы лица и тела потеряли прежнюю подвижность. «По характеру Арина боец, всегда идёт до конца», — рассказывает папа. — «Раньше она обгоняла всех в бассейне, а теперь также бойко учится ходить».
Фонд «Настенька» помог девочке попасть на важный курс реабилитации, оплатить который родители были не в силах. Ежедневные занятия со специалистами помогли Арине вновь обрести уверенность в движениях. Теперь она самостоятельно ходит по ровной поверхности и более чётко произносит слова. Каждый день Арина делает дома зарядку и разучивает танцы с помощью видеоуроков. И, конечно, продолжает учиться в школе, но пока дистанционно. Недавно в олимпиаде по английскому языку она заняла 1 место!
Фонд «Настенька» больше 20 лет помогает тяжелобольным детям — дарит их семьям надежду на доброе будущее — без лекарств и больниц. Больше узнать о работе фонда и поддержать его подопечных можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов