
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Многие воспринимают Польшу как исключительно католическую страну. На самом деле, в этой стране существует местная Православная Церковь, которая является хранительницей многих святынь. Есть в Польше и такие реликвии, которые почитаются одновременно и католиками и православными. В первую очередь, это касается Ченстоховской иконы Божией Матери или, как ее любят называть католики, «Черной мадонны».
Ченстоховская икона одна из древнейших христианских святынь. По преданию она является одним из нескольких изображений Богоматери, выполненных самим апостолом Лукой в 1 веке нашей эры. В результате многочисленных исторических перипетий икона сначала оказалась в Константинополе, а затем в 13 веке была перевезена в Лемберг, нынешний Львов, князем Львом Даниловичем.
Когда Львов и прилегающие к нему земли были захвачены поляками, икона по приказу польского князя Владислава была перенесена в его замок Бельз. Вскоре вотчину Владислава осадили татары. Их штурм, согласно легенде, был отражен только благодаря появлению на крепостной стене чудотворной иконы. Замок, в итоге, уцелел.
Вдохновленный Владислав приказал в 1352 году построить на Ясной горе, возвышенности близ местечка Ченстохова, католический монастырь, куда отдал на хранение икону. Так древний образ Богоматери приобрел свое нынешнее название — Ченстоховской иконы.
Если вы внимательно вглядитесь в Ченстоховскую икону, то заметите на щеке Девы Марии два шрама. Они появились в 15 веке, когда монастырь был захвачен гуситами. Гуситами именовались сторонники чешского священника и реформатора Яна Гуса, осужденного на смерть Римско-Католической Церковью в 1415 году. После смерти своего наставника многие последователи Гуса стали мстить католиками за его смерть, в том числе разоряя храмы и монастыри.
Когда гуситы вторглись в Ченстоховскую обитель, они разграбили ее и собирались все ценные предметы (среди них была и чудотворная икона) увезти с собой. Но их повозка не хотела трогаться с места. Не понимая, что происходит, один из гуситов пришел в ярость и дважды ударил саблей икону. За свой поступок он был наказан. Этого человека постигла мгновенная смерть. Остальные его товарищи в страхе разбежались. Икона в результате осталась в монастыре.
Во время наполеоновских войн часть русских войск во главе с генералом Сакеном, тесня французов, подошли к Ченстохове. Тогдашний настоятель обители, желая установить дружеские отношения, подарил генералу копию чудотворной иконы. Она до сих пор хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Сегодня поклониться Ченстоховской иконе Богоматери в монастырь на Ясной горе приезжают поклониться и католики и православные. Католики обычно делают это 26 августа, православные — 19 марта по новому стилю. Таковы даты празднования памяти иконы в западном и восточном календарях.
Негласным днем торжества Ченстоховской иконы является праздник Успения по западном календарю — 15 августа. К этой дате со всех концов Польши и близ лежащих стран в Ченстохову направляются многотысячные крестные ходы состоящие из католиков и православных. Так чудотворная икона Богоматери помогает польским христианам преодолевать обиды и недопонимания, которые имелись между ними в течение веков.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Любовь к врагам». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве», посвященные теме любви к врагам.
Разговор шел о том, могут ли у христианина быть враги; как относиться к людям, желающим нам зла; как быть, если человек рядом отказывается идти на контакт; а также что может означать заповедь о любви к врагам.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарим малышам и подросткам из детских домов возможность начать новую жизнь

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во множестве детских домов по всей России. В рамках неё команда фонда обучает местных психологов и педагогов. Впоследствии специалисты помогают детям справляться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью.
10-летний Витя несколько лет живёт в детском доме в Хабаровском крае. До этого он рос в семье, как «ребёнок-маугли». Из-за проблем с психикой мама была равнодушна к сыну и его потребностям, а папа давно умер. Мальчик не ходил в детский сад, не гулял, не общался с детьми — он просто не знал, как взаимодействовать с другими.
Когда Витя оказался в детском доме, он многого не умел, был замкнутым и отстранённым. Разговоры о семье не вызывали у него никаких эмоций. Мальчик не мог вспомнить ни одного радостного момента из жизни.
Для того, чтобы помочь ребёнку, специалисты детского дома вместе с Фондом защиты детей от жестокого обращения разработали индивидуальную программу реабилитации. И сегодня Витю не узнать! Он уже многое знает и умеет, общается с другими ребятами. В жизни подростка появилась радость и беззаботность, уверенность в себе и открытость миру.
Благодаря программе «Добрые перемены» десятки малышей и подростков обретают надежду на новую жизнь. У многих со временем появляются семьи.
Больше узнать о работе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и поддержать программу «Добрые перемены» можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова и мировая культура». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о влиянии ветхозаветной книги Иова на мировую культуру и литературу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова;
Вторая беседа со священником Дмитрием Барицким была посвящена тому, как в Книге Иова преподносится встреча человека с Богом;
Третья беседа с Михаилом Скобелевым была посвящена тому, как в Книге Иова рассматривается проблема существования зла в мире;
Четвертая беседа с доцентом философского факультета МГУ Ильей Вевюрко была посвящена поэтике Книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер