
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
У Православной церкви и западных христианских сообществ (Римско-Католической и протестантских церквей) имеется множество различий. Самые важные из них относятся к области вероучения. Однако о них мы сейчас не будем рассуждать, а поговорим о внешней, культурной разнице, которая имеется между православными и западными христианами.
Эта разница, в частности, касается внешнего вида православных и западных священников. Непременным атрибутом православного священника является его борода. На западе же священники обычно бороду бреют. И даже высшие служители Католической Церкви, в том числе и Папа Римский, упорно бреются, несмотря на преклонный возраст.
В чем же причина того, что в Православии священники носят бороды, а на западе — нет. Причину этому нужно искать в древности, когда христианство было едино.
В четвертом веке повелением императора Константина Великого христианство стало официальной религией Римской Церкви. Первоначально развитие Христианской Церкви на всей территории империи происходило почти одинаковым образом. Но со временем запад и восток империи стали отдаляться друг от друга, в том числе стали отдаляться друг от друга и христиане востока и запада.
Ситуация усугубилась, когда в восьмом веке Рим стал устанавливать политические контакты с варварскими королевствами и начал с ними активно взаимодействовать. Вот тогда и стала заметной разница во внешнем облике восточных и западных священников.
На востоке империи светская мода продолжала следовать древним обычаям. То есть мужчины пытались подражать облику античных императоров, а значит, брили бороды. Церковь настаивала на том, чтобы ее священнослужители не следовали светской моде, а подражали облику Христа, Который во время Своей земной жизни носил бороду. Этот обычай продолжает существовать. И, например, ваш покорный слуга также носит бороду.
На западе империи ситуация складывалась иным образом. В результате того, что эта территория была захвачена варварами, атрибутом мужской моды стало ношение бороды. Это отразилось даже в некоторых европейских языках. Например, во французском языке, слово «бородатый» звучит как «барбу», то есть «варвар». Клирики Римской Церкви, чтобы подчеркнуть, что они пренебрегают увлечениями мира сего, стали демонстративно бороды брить. И этой традиции следуют до сих пор, несмотря на то, что брадобритие теперь окончательно укоренилось в западной цивилизации.
Все выпуски программы Вселенная православия
Ненависть к смерти. Ксения Хайсанова

Смерть. Бог её не создавал. Она противоестественна. Поэтому мы испытываем невыносимую боль, когда теряем близких.
Я познакомилась со смертью несколько лет назад, когда умер мой духовный отец. И поняла, что любовь, которую открыл нам Христос, в тысячу, нет в несчётное количество раз сильнее смерти.
В январе этого года не стало моей бабушки, моей любимой бабули, на которую я была так похожа. Мне говорили об этом с детства. А бабуля всегда улыбалась, когда кто-то из родственников говорил о нашем внешнем сходстве.
Бабушка любила меня невозможно сильно. Этой зимой её не стало.
Очередная пощечина от смерти, которая всё время ходит где-то рядом и забирает близких.
Поначалу казалось, что я не перенесу еще одну разлуку. Но постепенно сквозь тьму горя стал проникать луч света, надежды. И я словно вспомнила о том, что для меня самое дорогое в нашей вере. Пасха!
Христос уже победил смерть! Значит, смерть лишена власти над нами, и над теми, кого мы любим. Да мы разлучаемся с близкими, но Господь подарил нам обетование будущей встречи.
Главное — не забывать, что Воскресению Христову предшествовал Крест.
Сначала своей человеческой сущностью Господь умер. Спаситель истребил смерть, пройдя этот путь, от Креста до шеола, откуда вывел всех, кто так Его ждал. Христос победил смерть и открыл каждому из нас дверь в жизнь вечную.
И если я верю в Него, и в Жизнь, то смогу пережить все расставания.
Пройдя через множество разлук, буду знать, что это не навсегда. Получив множество пощечин от смерти, выстою, потому что Господь упразднил её Своей любовью к человечеству и каждому человеку. И пусть я очень и очень скучаю по своему духовному отцу, бабушке, дяде и многим другим, кто перешел черту вечности, но вслед за Иоанном Злотоустом, снова и снова повторю: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя Победа?». Потому что придет час, и мы снова будем вместе с любимыми. Ведь смерть временна, а Любовь — вечна.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема