
«Чудо на Гудзоне», студия FilmNation Entertainment, Flashlight Films, Malpaso Productions, RatPac Entertainment, The Kennedy/Marshall Company, Village Roadshow Pictures, Warner Bros. Pictures, режиссёр Клинт Иствуд
— Алло?
— Звоню сказать, что всё в порядке.
— Отлично.
— Случилась авария. Я цел. На удивление, ни царапины. Включи телевизор.
— Что значит, включи телевизор?
— Лори, не могу сейчас говорить. Позвоню тебе с пирса, когда всё закончится. Я сел на Гудзон...
15 января 2009 года капитан пассажирского самолёта Салли Салленбергер выполнял свой обычный рейс из Нью-Йорка в Северную Каролину. Через полторы минуты после взлёта авиалайнер, на борту которого находилось 155 пассажиров столкнулся со стаей птиц. Оба двигателя отказали. На высоте всего около 1000 метров капитану предстояло за считанные секунды принять верное решение. Диспетчер настаивал, чтобы он попытался вернуться в аэропорт. Однако на столь низкой высоте с неработающими двигателями, пилот счёл возвращение невозможным. И решился на рискованный шаг — приземлиться на реку Гудзон. Это происшествие в мировой прессе назовут «Чудом на Гудзоне». А в 2016 году американский актёр и режиссёр Клинт Иствуд снимет о событии одноимённый художественный фильм. Фрагмент из него мы с вами сейчас услышали.
Картина «Чудо на Гудзоне» получила такое название в российском прокате. В оригинале же режиссёр назвал свою ленту «Салли» — по имени главного героя, капитана Салли Салленберга. И не случайно: большая часть фильма посвящена его переживаниям, внутреннему духовному и психологическому конфликту. После знаменательной посадки на воду жизнь пилота словно разделилась надвое. Журналисты называют его героем. А вот у комиссии, расследующей причины и последствия аварии, оказалось немало вопросов. Руководство уверено: у пилота были все шансы посадить самолёт не в водах Гудзона, а в аэропорту Ла Гуардиа. Сможет ли Салли доказать обратное, и как он будет это делать? Станет ли отстаивать свою правоту? Или снова выберет другой путь? Режиссёр картины Клинт Иствуд говорил, что ему хотелось исследовать внутренний мир человека, который сделал всё, чтобы спасти жизни людей, но подвергся за это серьёзным обвинениям.
В одном из эпизодов фильма, во время заседания комиссии по расследованию аварии, напарник Салли — второй пилот Экхарт, пытается объяснить: капитан прекрасно знал, на что идёт. Ведь ради спасения людей он не побоялся пожертвовать своей безупречной лётной репутацией. Сразу же после отказа двигателей он включил вспомогательную силовую установку, тем самым нарушив инструкцию. Но именно благодаря этому все остались живы и невредимы.
— Почему мы сегодня сидим здесь? Да потому что капитан Саллербергер не полетел в Ла Гуардиа. Я недавно прошёл стажировку на А-320-м, и уверяю, самолёт летел так хорошо, что мог сесть, где угодно лишь потому, что капитан Саллербергер запустил ВСУ.
— Он просто следовал инструкции.
— Нет. Нет! Это не так. Он действовал не по инструкции. Я знаю, потому что держал её в руках. Он запустил ВСУ сразу после падения тяги. Выполни он правило, мы бы разбились.
Актёр Том Хэнкс, исполнивший в картине роль Салли, считает, что событие, о котором рассказывает фильм, неспроста назвали чудом. «В том, как всё произошло, без сомнения видна рука Бога, который способен наделить человеческий дух удивительной силой», — говорил актёр в одном из своих интервью. Кстати, консультантом фильма выступил сам капитан Салли Салленбергер. Он вспоминал, что в момент приземления на воду мысленно молился. Делать это вслух он не мог, поскольку согласно правилам, во время посадки самолёта в кабине пилота должна соблюдаться полная тишина
Режиссёр картины «Чудо на Гудзоне», Клинт Иствуд, признавался, что, в своей картине ему хотелось немного глубже взглянуть на известное во всём мире событие и его участников. Например, увидеть Салли не только героическим пилотом, но и любящим мужем и отцом. Быстрыми, яркими штрихами рассказать трогательные истории некоторых пассажиров. А главное, сделать кино простым, понятным и трогающим душу. На мой взгляд, всё это ему удалось.
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Порадовать детей из малоимущих семей в рамках акции «Мечта на Рождество»
Перед Новым годом и Рождеством в православной службе помощи «Милосердие Казань» работает настоящая праздничная почта. В рамках акции «Мечта на Рождество» сюда со всего Татарстана стекаются письма с пожеланиями от детей, чьи семьи находятся в трудной ситуации. Многие из них адресованы святому Николаю Чудотворцу, ведь он любил ближних и посильно помогал нуждающимся. Дети искренне верят в чудо и в то, что их просьбы по молитвам святого Николая не останутся без ответа. Сотрудники православной службы «Милосердие Казань» стремятся сделать так, чтобы радость вместе с подарками пришла в каждый дом.
Ваня и Маша Долговы мечтают о коньках и удобном кресле для учёбы. Дети из большой семьи Коноваловых очень ждут велосипед — один на всех, для общих игр и веселья. Маленькая Кира попросила в подарок набор парикмахера, а её старший брат Даниил — наушники.
Всего подарков ждут почти 700 детей. И если вы хотите совершить для кого-то из них доброе дело, присоединяйтесь к акции «Мечта на Рождество». Сделать это можно по-разному. Например, поддержать общий денежный сбор на сайте службы «Милосердие Казань». Самостоятельно исполнить пожелание конкретного ребёнка, либо помочь в подготовке и доставке подарков. Больше узнать о рождественской акции и всех вариантах участия в ней можно на сайте службы. Наполним эти предпраздничные дни добром и милосердием!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











