
«Чудо», студия Lionsgate, Mandeville Films, Participant Media, Walden Media, режиссёр Стивен Чбоски
— Итак, Огги...
— Что?
— Привет. Как первый день в школе?
— Земля вызывает Огги. Тебе задали вопрос. Как прошёл твой день?
— Хорошо.
— То есть, хорошо — просто хорошо?
— Или хорошо — плохо, но ты не хочешь говорить?
— Хорошо, чего вы от меня хотите? Всё хорошо!
— Ладно, ладно!..
11-летний Август Пуллман — Огги, как зовут его в семье — вернулся из школы. Это был его первый день среди сверстников. Раньше Огги учился дома, и преподавала ему его собственная мама. Он вообще редко куда-то выходил, а если приходилось покинуть дом, то надевал на голову игрушечный шлем астронавта. Мальчик родился с деформацией лица — редким генетическим заболеванием. Понадобилось 27 пластических операций, чтобы хоть как-то выправить его наружность. И всё равно внешне Огги сильно отличается от других детей. Отдав сына в обычную школу, родители надеялись, что он сможет адаптироваться к жизни среди ровесников. Но, кажется, первый же учебный день выдался непростым...
Фильм «Чудо» — фрагмент из него мы с вами только что услышали — вышел на экраны в 2017 году. Снял его американский режиссёр Стивен Чбоски. Картина завоевала приз Международного кинофестиваля в Хартленде и получила массу положительных откликов от зрителей и кинокритиков. В основу сценария легла одноимённая повесть американской писательницы Ракель Паласио. Однажды книга попала в руки Стивену Чбоски, и поразила его до такой степени, что он немедленно написал автору и попросил разрешения её экранизировать. Писательница дала согласие и рассказала режиссёру о том, как родилась идея её текста. Однажды Паласио с маленьким сыном стояла в очереди в супермаркете. Неожиданно она заметила рядом девочку с лицом, искажённым болезнью. Схватив сына, женщина убежала — ей не хотелось, чтобы её ребёнок это видел. Но уже через несколько минут она устыдилась своего поступка. Так появилась повесть о мальчике, не похожем на других, и о людях, которые его окружают.
«Я подумал, что эта история может на многих подействовать исцеляюще», — рассказывал Стивен Чбоски. Режиссёр подчёркивал, что в своей картине хотел поговорить о важности доброты к тем, кто рядом, об умении видеть не только внешность, но и душу человека. В результате получился увлекательный и в хорошем смысле поучительный фильм, который здорово будет посмотреть в кругу семьи, вместе с детьми.
На мой взгляд, картина «Чудо» — ещё и о преображении человеческой души, о раскаянии. В одном из эпизодов директор школы, где учится Огги, вызывает к себе его одноклассника Джулиана вместе с родителями. Джулиан дразнит Огги из-за его физического недостатка и настраивает против него остальных ребят. Отец и мать ничуть не осуждают за это сына. Но несколько простых слов директора — и мальчик вдруг на глазах меняется.
— Чего вы добиваетесь? Чтобы мы лебезили перед каждым ущербным ребёнком? Подумаешь, какая большая обида! Этим вы никак ему не поможете.
— Миссис Алмонс. Огги не может изменить внешность. Значит, нужно изменить наше отношение.
— Спасибо вам за всё. Осенью мы не вернёмся.
— Идём, Джулиан.
— Вставай.
— Мистер Ташман! Мне очень стыдно.
— Я знаю, Джулиан...
Замечательно отозвалась о картине «Чудо» актриса Джулия Робертс — она сыграла Изабель Пуллман, маму Огги. «Этот фильм дарит радость и напоминает о том, как важно быть добрыми друг к другу — просто дружески улыбнуться, пожать руку, сказать „привет“. Иногда этого достаточно».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер