У нас в гостях была директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи Антонина Донцова.
Мы говорили с нашей гостьей о важной роли семьи в сегодняшнем мире, а также о том, как можно сохранять и передавать традиционные семейные ценности современным подросткам.
Ведущий: Константин Мацан
Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. С трепетной радостью нашу сегодняшнюю гостю приветствую. Антонина Донцова, директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи. Добрый вечер.
Антонина Донцова:
— Добрый вечер.
Константин Мацан:
— Тема у нас сегодня, как следует из вашего представления, очень животрепещущая, потому что вы как журналист, и это очень интересно, как общественный деятель, занимаетесь темой поддержки семьи. Мне даже в личном плане представляется интригующим вот этот публичный медийный дискурс о семье. На что он может влиять? Какие смыслы он обнажает? Мы живем в ситуации, если о чем-то не сказали по телевизору, по радио или сегодня не написали в телеграм канале или в блоке, то этого как будто нет. Оно есть в нашем сознании тогда, когда о нем говорят. Как говорить о семье? Главное, какие стереотипы или непонимания этой темы есть в обществе, с которыми вы как общественный деятель и журналист работаете? Об этом сегодня хотелось бы поговорить. Я бы вот с чего начал. Вообще бытуя в медиа, которые к теме семьи обращаются постоянно, понимаю, что тема в каком-то смысле не нова. И это хорошо, что об этом говорят. Но сегодня, в конце 2023-го, года по вашим наблюдениям, на каком этапе мы находимся? Чем дискуссия семьи сегодня отличается от дискуссий десять лет назад или пять лет назад, как вам кажется?
Антонина Донцова:
— А почему вы считаете, что о семье вообще нужно дискутировать?
Константин Мацан:
— Дискуссия — я очень широко говорю. Медийная повестка, те темы, которые в связи с семьей возникают, как вы видите?
Антонина Донцова:
— Поняла ваш посыл. Мы 12 лет занимались развитием социального информационного пространства. У нас был проект, «Быть человеком» он назывался. Он был в целом о традиционных ценностях, о человеческих ценностях. Так получилось, что два года назад в качестве эксперта Ассоциации организаций по защите семьи меня пригласили посоветовать, как можно было бы разработать рекламную кампанию в поддержку семьи. У меня, как у человека, который достаточно длительное время занимался различными информационными технологиями и рекламными кампаниями, очень резануло сердце. Даже не слух, а сердце, что мы живем с вами в том веке, когда семью нужно, пусть и социальная реклама, но рекламировать. Понимаете, до какого абсурда мы с вами дошли? То, что раньше было дважды два и не обсуждалось, нам нужно сказать, что это осталось дважды два, и это так же важно для того, чтобы дальше, как таблицу умножения, нам пойти с вами в мир. К сожалению, в свое информационное пространство, особенно среди молодежи, и мы воспитали уже два, а то и три поколения людей, у которых ценности немножечко перевернулись. И сначала семья была само собой разумеющимся, из само собой разумеющегося оно перетекло в необязательное. А потом из необязательного в отрицательное и в отрицание вообще семьи, как существования. И мы стали эгоцентричные, мы думаем, а что же у нас так все плохо? Почему там не ладится, там не ладится? А мы просто забыли, что мы не можем жить в социуме, а особенно в малом социуме, первым кругом которого является семья. Мы сначала все разрушили, допустив в информационное пространство то, что нам сначала не казалось страшным, а теперь мы пытаемся это все собрать. С Божьей помощью, я надеюсь, потихонечку эти ручейки, идущие сегодня отовсюду, и год семьи объявили, это вообще просто подарок небес и подарок президента. Я думаю, что все наладится. Но не быстро.
Константин Мацан:
— Когда вы говорите об этом процессе деградации, вы имеете в виду какой период времени, последние тридцать лет?
Антонина Донцова:
— Последние тридцать лет, да, именно последние тридцать лет. Когда ценности переключились на материальные сначала из-за нужды, люди были вынуждены из-за нужды заботиться больше о заработке, о добыче чего-то. Может быть, это не так было заметно в Москве, в регионах это было особенно заметно, этот кризис 90-х. А потом это стало привычно, потом еще больше. Вроде бы на хлеб заработали, а посмотрите, можно не на хлеб, а на яхту. На яхту не получается, а жизнь ты уже положил на что-то, но не на семью и не на близких. Да, к сожалению, увы и ах. Все чаще и чаще мы смотрим, эту семейность из нас не искоренить, абсолютно не искоренить. Мы продолжаем сейчас встречаться с молодежью в рамках одного из проектов «Семья — основа мира», который мы реализуем, молодежь сначала разговаривает очень аккуратно на темы семьи. Кто-то смеется, какие-то насмешки, когда спрашиваешь. А потом ты понимаешь, они так нуждаются в любви мамы, папы, начинают размышлять, какие у них будут семьи. И ты понимаешь, что это такая животрепещущая, такая теплая тема.
Константин Мацан:
— А что это за молодежь? Я спрашиваю, потому что очень важно, с кем разговариваешь. Придешь в воскресную школу при храме, там наверняка будут детишки, которые очень браво тебе доложат о важности семьи, о ценностях. Это ничего не будет значить, правда, потому что все равно человек будет через свои искушения проходить. Придешь в обычную государственную школу в регионе России, может быть, другую картину получишь. С какой картиной вы сталкиваетесь, что это за люди?
Антонина Донцова:
— Мы реализуем проект, который называется «Семья — основа мира», совместно с патриаршей комиссией и Ассоциацией организаций по защите семей. Он такой многомодульный. Коротко скажу, это и большая рекламная кампания на улицах городов. Входит один из модулей — встречи с молодежью. Прежде чем говорить про смыслы, мы спросили людей в возрасте от 12 до 25 лет, мы провели такое всероссийское исследование, были так построено вопросы, когда мы погрузили ребят в то, чтобы они представили, что у них есть семья, своя собственная семья. Что мальчик это отец, что девочка это мама, что у них есть несколько детей. И мы спрашивали, как в их семьях будут строиться взаимоотношения. И мы получили потрясающие результаты. 3400 молодых людей мы спросили при помощи этого анкетирования, набрали кучу материала для сюжетов, для видеороликов, потому что мы спрашивали их, а они своим языком и своими образами писали нам, что должно быть.
Константин Мацан:
— Та-ак.
Антонина Донцова:
— И как вы думаете, какое слово встречалось, было 8 вопросов, чаще всего в ответах, чаще не было?
Константин Мацан:
— Давайте, чтобы в эту игру поиграть, я предположу — счастье.
Антонина Донцова:
— Любовь.
Константин Мацан:
— Любовь.
Антонина Донцова:
— 3642 раза во всех ответах они говорили «любовь». И когда ты разговариваешь с ребятами с позиции любви, это же понятное им слово, им не понятно слово «ответственность», к сожалению. Семья — это ответственность. Не понятно. Им не всегда, исходя из своего опыта, понятно, о каких взаимоотношениях хороших в семье может идти речь, но им всегда понятно слово «любовь». Каждому по-своему, но понятно, и они очень реагируют на это. Потом ты начинаешь с ними разговаривать, они сами тебе рассказывают, какой должна быть семья. И наша задача, взрослых, их слушать и не потерять это поколение. Ребята разные. И со школьниками встречаемся, и мои коллеги работают в СУЗах и в ВУЗах. Алтайский университет помог нам разработать методические рекомендации для того, чтобы психологи, педагоги, не навредив, могли приходить в учебные заведения. Есть такая у нас передвижная выставка про счастье материнства, отцовства. Пока проходит лекция, она стоит в СУЗе, в ВУЗе, в образовательном учреждении, и ребята, даже у кого не идут эти встречи-беседы, могут проходить, читать и смотреть в рамках программы «Семья — основа мира». В принципе, мы должны действовать только через любовь сейчас, больше никак.
Константин Мацан:
— Их образ семьи, какой он, как он отзывается в вашем образе семьи, с учетом вашего жизненного опыта?
Антонина Донцова:
— Очень многие из ребят, когда у нас был вопрос, как ты думаешь, что для тебя семья... Кстати, есть тут одна большая проблема, которую мы выявили, позже скажу, отвечу на ваш вопрос. У огромного количества детей в основном на первом месте было доверие и взаимопонимание. Это то, чего не хватает, мы не слышим друг друга, муж, жена, дети — все вроде бы рядом, но не вместе. Для них это важно. Там первый вопрос был: напишите несколько слов, с которыми у тебя ассоциируется семья. Они писали: мама, папа, брат, где-то собака, еще что-то. И всего 8% респондентов, 8%, сказали про дедушку и бабушку, то есть они написали, что семья у них ассоциируется с дедушкой и бабушкой. Понимаете, какая у нас еще проблема взаимодействия многопоколенной семьи образовалась. Когда то, что было само собой разумеющимся, взаимодействие в больших семьях, бабушки, дедушки помогали, мамы, папы работали. Не было так заметно, что сложно, все вместе. Сейчас это проблема.
Константин Мацан:
— Антонина Донцова, директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Животрепещущая тема про бабушек и дедушек. С одной стороны, есть та реальность, о которой вы говорите. С другой стороны, у нас в студию приходят психологи, которые говорят о молодых родителях, которые наоборот испытывают трудности с тем, что бабушка в основном стремится очень активно участвовать в жизни внуков и стать первой или второй мамой, иногда даже первой, а не второй. И это проблема, и мы говорим об уважении личных границ. Как вы на всю эту проблематику смотрите? Где здесь та грань, кода принцип «не навреди» включается?
Антонина Донцова:
— Грань всегда в голове тех людей, которые взаимодействуют между собой. Да, есть и такая проблема. Очень сталкиваемся с тем, что мама, как правило, которая воспитывала одна, думает, что еще находится в этой гонке воспитания своих детей, переключаясь на внуков, принимает часто на себя главенствующую роль по разным причинам. Чаще по причине отсутствия мужа у нее, и она пытается заместить свою семью. И здесь правильно учить дедушек и бабушек делать мероприятия, создавать традиции, возобновлять традиции. Где мы будем правильно, не мы, а профессионалы, мы люди маленькие, профессионалы будут учить бабушек и дедушек взаимодействовать с семьями, а мам и пап, соответственно их детей, правильно воспринимать и принимать эту заботу. Это тоже вопрос коммуникации.
Константин Мацан:
— Что для этого можно сделать? Мы говорим о неком создании образа семьи в СМИ. Какие конкретно форматы здесь работают?
Антонина Донцова:
— Очень сложно сказать, не являясь экспертом в данной теме, могу только говорить со своей информационной стороны. Работают, как правило, когда из каждого утюга и из каждого чайника звучит одна информационная повестка и одни вопросы с одними и теми же ответами. Например, для одних будет удобно, когда это будет проходить в рамках встреч с бабушками, возможно с дедушками, личных бесед с профессионалами, бесед с мамами, с папами в личных форматах. Кто-то, может быть, не придет на эти встречи, здесь тогда сработает городская социальная реклама. Кто-то задумается и ответит себе на вопросы, которые у него были в голове. Самый доступный на сегодня способ прийти к бабушкам, дедушкам, мамам, детям — сеть интернет, когда у нас сеть интернет должна носить исключительно позитивную информационную повестку. Мы вообще сейчас выступаем, и мы с АСИ об этом говорили, что нужно выстраивать правильные алгоритмы социальных сетей, без этого никак. Когда у нас в повестке будет стоять не то, что сейчас стоит у молодежи в видеороликах, которые в риэлсах, а когда будут правильные ценностные вещи. Алгоритмы настраиваются людьми, руками, и если правильно настраивать, то твоя лента социальных сетей может приобрести совершенно другой вид. Это государственная задача. Мы все находимся с нашим «маленьким» в кавычках помощником, и сюда тоже нужно заходить. Со всех сторон.
Константин Мацан:
— Мы начали с того, на каком этапе разговоров, бесед о семье мы находимся. Я помню, что лет 10-15 назад, я тогда работал в журнале «Фома», мы много писали статей, репортажей именно о многодетных семьях. Как бы имплицитно борясь со стереотипом, что это такие бедные, несчастные семьи, в которых непонятно, как и зачем столько детей родилось, они еле справляются. Финансовые проблемы у всех есть. Но мы пытались показывать семьи, которые видят смысл в многодетности. Говорили-говорили об этом. А как-то, лет пять назад, у нас на радио в этой студии были папа с мамой, многодетные родители, у них 12 детей. Я так по-журналистски допытывался, в чем смысл, как вы так решились и зачем? Глава семьи, папа, несколько даже устало мне сказал: перестаньте мифологизировать многодетных, мы не ставили себе миссию родить много детей, мы не задумывались о том, что должны своим примером внести лепту в демографическую проблему и решить ее на конкретном примере нашей семьи. Мы просто любим детей маленьких. У нас вырастают маленькие, становятся немаленькими, нам грустно, скучно без маленьких, мы новых рожаем, и вот так двенадцать детей. Эта фраза «перестаньте мифологизировать многодетных» запала в душу, потому что легко впасть в приписывание героизма многодетным семьям, который (героизм) судя по всему сами многодетные не приветствуют, потому что в этом какая-то фальш есть, какая-то плакатность и казенность. Как вам кажется, как говорить о многодетной семье сегодня? Что вы здесь видите?
Антонина Донцова:
— Я с вами здесь совершенно согласна, я согласна с вашим гостем, потому что многодетность это норма. Это люди, которые создали семью, в семье рождались дети, что собственно логично, что в семье рождались дети. Логично, что мама и папа должны следить за их здоровьем, внешним видом, с материальной стороны, прежде всего со стороны любви этих маленьких детей, больших, последующих, всех. И это норма. Когда мы обществу скажем, что здесь нет ничего сверхъестественного, это норма. Эти семьи так же счастливы, так же радуются, так же плачут вместе. Потому что, извините, если в многодетной семье болеют дети... У моей приятельницы 18 детей, и она рассказывала, как...
Константин Мацан:
— Серьезно.
Антонина Донцова:
— Да, у нее есть и свои и приемные, но своих тоже очень много. Мы все время смеемся, сколько у тебя 9 или 10 своих? Прекраснейшая женщина, она говорит, я вешаю большую-большую простыню, во сколько, кому, что я должна дать из таблеток, закапать, проингалировать. Понимаете, какая это рутина, это очень сложно. Но есть мамы, которым с одним ребенком сложно, и ей не менее сложно, ей, правда, сложно с одним ребенком, который болеет. Материнское сердце что за 12 будет переживать, что за одного, и мы должны сказать, что это норма. Мне кажется, что здесь героизация не нужна. Но не нужно маргинализировать их, не нужно говорить, что они все настолько нуждающиеся, что завтра пойдут на паперть.
Константин Мацан:
— С вашей точки зрения, эта тема в повестке медиа присутствует? Она не осталась каким-то атавизмом из прошлого? Я меньше слежу за этой темой, чем вы, по-прежнему говорят: что вы предохраняться не умеете, зачем плодить нищету? Это все есть?
Антонина Донцова:
— Да, это все есть. Особенно сейчас в силу своей рабочей деятельности я подписана на огромное количество различных пабликов женских с неженским лицом, будем говорить так. Меня поражает именно женская агрессия сегодня в обществе против женщин, рожающих детей. Это движение чайлд-фри настолько поглотило умы современных девушек, и девушек и женщин 35 лет ориентировочно, что они готовы буквально сожрать в комментариях ту, у которой трое детей. И это совершенно нездоровая история, это признак нездорового общества. С этим нам, как информационщикам, Церкви прежде всего, нужно работать и работать в том числе через не просто встречи, не просто рекламные кампании, а через мероприятия, на которые будут приходить и семейные. Я знаю, у вас, у Радио ВЕРА есть прекраснейшее мероприятие «Семья-фест», на которое три года просто приходят люди и радуются. Было бы прекрасно расширить его до межгалактического, но хотя бы до всероссийского уровня.
Константин Мацан:
— Мы поддерживаем такие инициативы как информационные спонсоры, партнеры.
Антонина Донцова:
— Где можно было бы прийти, всем вместе провести время, где семейные, многодетные показывали бы, как они это умеют. Малодетные и те, кто без семей, чтобы они смотрели, что это абсолютно нормальные, замечательные, здоровые и радостные люди.
Константин Мацан:
— Какие еще, как сегодня принято говорить, активности здесь возможны? Какие темы, болевые точки еще есть, на которые нужно среагировать. Про многодетных поговорили, про взаимоотношения с бабушками, с дедушками поговорили. Что еще?
Антонина Донцова:
— Не поговорили про то, что нам нужно потихонечку учить сами семьи взаимодействовать друг с другом. Не учить с точки зрения назидания, потому что мы изначально по своим потребностям, каждый из нас сам знает как надо, его сердце, его душа сами знают, как надо. Они тревожатся от того, что как раз таки происходит не так, как надо. Есть прекраснейшая инициатива, и я знаю, что вы как информационный и идеологический спонсоры и журнал «Фома» выступаем, и мы включаемся туда с патриаршей комиссией и с Ассоциацией организаций по защите семей, как партнеры. Я знаю, есть прекраснейшая идея на базе «Семья-фест» создать масштабный проект, который будет называться «Семья-фест. Дни семьи». Это семь дней, в которые не только в рамках всех центральных парков, ключевых площадок города предлагается встречаться и радоваться семьям, но также предлагается на всероссийском уровне создавать традиции. Например, есть же день отца, день матери, разные дни, когда уже начинают образовываться свои традиции. А здесь Дни семьи, семь дней, семь дней без гаджетов, важно быть вместе. У нас есть один из девизов «Важно быть вместе». Без каких-либо дополнительных допингов папам, к примеру. Когда люди встречаются, когда мама передает свои знания. Например, на Севастийских мучеников пекут жаворонков, традиция забывается. А почему бы нам в день семей, в один из женских дней не сделать, когда мама учит печь что-то свою дочь, и повсеместно по всей России готовят одно какое-то семейное блюдо. И это становится традицией, как в западной культуре, например, индейка на день благодарения. А у нас своя, российская. Когда папа с ребенком мастерят, не важно что мастерят. Но мы знаем, что на одну прекрасную созданную вещь в семье становится в эти дни больше. Когда мы учим в рамках этих семи дней, как могут взаимодействовать дальше на протяжении всего последующего года дети с родителями, бабушками, с дедушками. Прекрасная идея была предложена, например, разрешить работодателям на корпоративном уровне, чтобы родители в эти дни приводили с собой детей на работу. Дети думают, куда там мама с папой уходят нас кидают. А тут такое семейное взаимодействие, когда каждый будет являться не просто частицей своей семьи, но и частью огромной, большой российской семьи. Кстати, у патриаршей комиссии есть, мы его используем девиз: «Россия семья семей». Это же так здорово. И тогда, находясь в этих семи днях, будут создаваться прекрасные, замечательные, положительные традиции. И спортивные состязания, и семейные фильмы будут показываться именно в эти семь дней. Театры, кинотеатры, концертные площадки все будут заточены под семью. Крупные торговые центры: чем больше детей, тем больше бонусов будут тебе предлагать. Вся Россия живет днями семьи, семьей-фест. И потом дальше взаимодействует, заряжаясь, целый год. И начинать надо в год семьи, мне кажется. А потом на тридцатилетие. И мы посмотрим через тридцать лет, что получится.
Константин Мацан:
— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» Антонина Донцова, директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи. Скоро вернемся. Не переключайтесь.
Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Антонина Донцова, директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи. Мы сегодня говорим, само собой, о семье, обо всей большой проблематике, связанной с семьей в обществе. Вы упомянули про день, когда можно детей на работу привести. Я помню, мне один священник рассказывал, он наблюдал такую картину, когда дети, брат с сестрой, играют дома в семью, в маму и папу. Утро, встали, девочка приготовила завтрак себе и брату своему, который играет папу. И дальше пошел день. Папа-мальчик говорит: я пошел на работу, он уходит в соседнюю комнату. Взрослый, который был в это время дома смотрит, куда ушел мальчик, что он там в комнате, «на работе», делает. А он просто в комнате, скучая, сидит на табуретке, потому что он не знает, что дальше. Папа ушел...
Антонина Донцова:
— И сидит.
Константин Мацан:
— А что он дальше на этой работе делает, неизвестно, поэтому он не может дальше в это играть. Поэтому, да, важно показывать, чем папа занимается. Несколько раз уже мы про церковь заговорили, и вы упомянули, что ваш проект «Семья — основа мира» осуществляется совместно с патриаршей комиссией по защите семьи, священник Федор Лукьянов, частый гость нашей радиостанции, это очень ценно для нас. Как вам кажется, в семейную тему, в медиа сопровождение, что может Церковь от себя привнести? Почему важно присутствие Церкви здесь?
Антонина Донцова:
— Прежде всего потому, что Церковь несет смыслы, это непреложные смыслы, это смыслы, которые тысячелетиями не утратились. Мы не растеряли эти смыслы, они не стерлись под влиянием социальных сетей, они как были, так и остаются фундаментом православной и вообще в целом христианской религии. Но мы говорим с вами про православие, мы с вами православные люди. Без этого фундамента дальше дом не строится. Когда во всем, что мы делаем, не только в рамках продвижения семейных традиционных ценностей, тут еще понятно, что для всех традиционное — это разное понятие, тут надо уточнять и говорить людям, что мы имеем в виду под традиционными ценностями. Неважно в чем, в любой работе, во всем, что ты делаешь, если в основе будут лежать христианские непреложные ценности, то дом будет строиться. Если их не будет, то дом сдует ветром новое течение, которое придет. Поэтому роль Церкви здесь неоценима.
Константин Мацан:
— Меня очень зацепило, что вы рассказали, что вы в силу должностных обязанностей находитесь в разных чатах, пабликах, телеграм каналах, видимо, где общаются женщины между собой. Область мной не исследованная в силу естественных причин. Но я вижу вокруг себя своих ровесников и ровесниц, или чуть младше, милых дам около тридцати, причем, даже верующих церковных, которые как и мы все, полны стереотипами о семье или просто болями своими, взятыми не с потолка, а из жизни. Как бы мы ни говорили, что многодетность это прекрасно, что это наполняет смыслами, как замечательно у нас в студии сказал тот самый отец Федор Лукьянов, папа, если не ошибаюсь, шестерых детей, если уже не больше, не знаю, как отец он сказал, что ты пока всех, кого тебе Богом отпущено, не родишь или не воспитаешь, в мир не приведешь, ты не реализуешься, как личность. Меня эта мысль поразила, это мысль отца ответственного, который не то что на матушку скинул всех детей, нет, он принимает участие в их воспитании. Даже эта аргументация, даже эти положительные примеры, по моим наблюдениям, как об стену разбиваются о простой человеческий, как кажется, здравый смысл. Ну, вот не хочу я сейчас третьего, потому что карьера, работа, дела. Ну, не хочу я сейчас еще одного, потому что мы и так-то сейчас со своей зарплатой не можем себе позволить куда-то поехать. Ну, конечно, вы нам все говорите мужчины-журналисты про традиционные ценности, не вам же рожать. Я разные примеры привожу, пытаясь показать, что...
Антонина Донцова:
— Это вы сейчас от лица женщин говорили?
Константин Мацан:
— Да, от лица женщин, потому что, мне кажется, мужчины ничего об этом не думают. Женщины ответственны, они переживают, если еще одного, допустим, родить, они к этому ответственно подходят. А мужчины, как правило, более легкомысленны, родим, будем как-то все делать. Не думают, я поэтому к этому обращаюсь. Почему я еще от лица женщин обращаюсь? Потому что этот убойный аргумент: не тебе же рожать, не тебе же год его кормить. Поэтому мы говорим о том, что женщина должна захотеть и быть готова. И никакое, условно говоря, я уж не говорю про насилие, никакое побуждение невозможно, пока не будет доброй воли, это естественно. Поэтому я говорю от лица как бы женщин («как бы» — относилось, говорю от лица). Я долго и путано говорю, потому что тема чувствительная, и я подбираю слова. Но в чем моя главная мысль? Если есть внутреннее, может быть, даже не рефлексируемое ощущение, убежденность, что не хочу, эта убежденность может прикрываться любыми аргументами: не хватает денег, недостаточно социальных гарантий, а где мы будем жить, что у меня будет с карьерой — что угодно. Но в корне все равно будет лежать, иногда иррациональное, просто смутно ощущаемое желание, не хочу сейчас. Это вопрос к вам, как к представительнице прекрасной половине человечества. Вам наверняка есть что таким женщинам сказать из своего опыта, из своего миросозерцания, потому что вы имеете моральное право об этом говорить с ними на одном языке, в отличие от меня, мужчины. Я закончил.
Антонина Донцова:
— Буквально вчера я разговаривала с главным акушером-гинекологом Волгоградской области, прекраснейшая женщина, у которой у самой четверо детей. Мы разговаривали про проблему, почему женщины не хотят рожать. Когда я говорила о том, что это должен быть, безусловно, системный подход, что в это должна включиться, в том числе, и финансовая сторона со стороны государства, должна быть четко выстроенная система. Есть даже такая фраза, что вторые дети убили третьих. Почему? Потому что дали материнский капитал, многие влезли в ипотеку, и соответственно то, что они могли бы тратить на содержание третьего ребенка, получается, что они обеспечивают ипотеку.
Константин Мацан:
— Интересно.
Антонина Донцова:
— И она сказала, если бы она могла громко стукнуть кулаком по столу, мне кажется, она бы это сделала: прекратите покупать женщин, прекратите. Никакая финансовая сторона не может сравниться с желанием женщины родить ребенка. И мы видим примеры очень часто, когда женщина приходит на доабортное консультирование, она сомневается и, кажется, что все против того, родители, мужчина, который убежал, все против того, но при определенном моменте, поняв, что в ней есть силы, и неважно, что рушится мир, она принимает решение сохранить этого ребенка. И окончательное решение зачастую принимает женщина. Так же как и вообще задумываться ли ей о детях. Женщина чадородием спасается, но мы не можем это нести в современное информационное пространство, повертят те же самые женщины у виска.
Константин Мацан:
— То, о чем я говорил.
Антонина Донцова:
— Да. И скажет: чем, чем там она спасается?
Константин Мацан:
— Причем повертят у виска даже церковные. Те, кто это слышат от священников или от матушек — не все, мы не можем обобщать, но это мои наблюдения — что даже люди, много лет проводящие в церкви, все равно несут на себе привычку к этому относиться, как к некой дидактике, как к неким проповедническим формулам.
Антонина Донцова:
— Совершенно верно.
Константин Мацан:
— Вы нам расскажете, что чадородием спасаемся, когда у меня будет дом на пять этажей, чтобы всех там расселить. Я это сейчас произношу без порицания, я хочу на это обратить внимание. Я понимаю, откуда это растет, я понимаю, что у таких реакций есть основание. Я это не хочу обесценивать, это просто взгляд на мир, с которым мы сегодня должны считаться.
Антонина Донцова:
— И мы должны этим женщинам сказать не теми словами, не теми понятиями, не той лексикой, которая для них чужда, к сожалению. Сегодня каждая из нас, которая уже стала мамой, должна честно признаться себе, что такой силы счастья и любви, которые она в какой-то момент ощутила, держа ребенка на руках и нюхая его, прижимаясь носом к его макушечке, к этим маленьким волосикам, такой силы счастья и любви женщина не испытывает никогда. Ни с мужчиной, находясь в близости, ни от карьеры, ни блуждая по пятикомнатному огромнейшему коттеджу. И когда каждая мама будет это транслировать и говорить, что истинного... пусть это счастье, пусть эта благодать могла длиться годами. Но мы знаем, что рутина, бытовуха, те же самые сопли нас затягивают, и мы не всегда... А вспомнив вот это чувство любви к своему ребенку и транслируя его, каждая женщина захочет так же. И когда мы скажем, что ценность женской реализации и ценность женского воплощения не в том, на какой яхте и в каком купальнике ты сфотографировалась, а в том, как долго ты, нюхая эту макушечку, ощущала ту самую благодать. Вот тогда, я думаю... Но на это нужно время, не год не два, не решим мы с вами быстро то, что мы долго рушили.
Константин Мацан:
— Еще одна волнующая тема. Про женщин поговорили, а про мужчин? В ваших проектах, наверняка есть тема не только радости материнства, но и ответственного отцовства. Вот тут уже мне хочется, как мужчине, ваш женский взгляд на это услышать.
Антонина Донцова:
— Это очень сложная тема, потому что есть на это ряд причин, к сожалению. Мужчинам многим в семьях не интересно. Они, я опять же не могу говорить за всех, но мы наблюдаем, им в своей семье не всегда интересно. Мужчина по природе достигатор, ему интересно достигать карьерных высот, это нормально. Сегодня он не гонится ни за кем в лесу, никого не убивает, никого не приносит, но таким образом он добывает в семью деньги. Женщине нужно это ценить, а не говорить: ах, ты шляешься везде, на работе, приходишь...
Константин Мацан:
— Спасибо вам за эти слова от всех слушателей-мужчин радиостанции ВЕРА.
Антонина Донцова:
— Но есть одно «но».
Константин Мацан:
— Я знал, что будет «но», я же давно с женщинами знаком. Как у Давлатова, обилие похвал в начале меня насторожило.
Антонина Донцова:
— Есть одно «но». Мы совместно с мужчинами, мы женщины, должны нащупать, где же, как мужчина, муж, супруг может реализовывать свои базовые, те, которые от природы ему даны, потребности. Он может быть наставником в семье? Может. Он может быть учителем? Он может быть главным? Он должен быть главным, не как главным, я сказал, так и будет, я глава семьи, все дрожат. Нет, он может быть человеком, к мнению которого все прислушиваются в семье. Согласитесь, когда вам жена говорит: милый, ты такой у меня замечательный, твоя точка зрения так мне и детям полезна оказалась — мужчина чаще будет высказывать свою точку зрения в семье. Когда вдруг случайно у вас окажутся инструменты и вы что-то смастерите, а на Дне семьи мы вас научим мастерить на «Семья-фест», если вы еще не умеете, когда это найдет всеобщую похвалу и это будет искренним, не то что все встали в хоровод: о, папа у нас две дощечки сколотил, ура. А искренне, мы почувствуем, что нужная вещь появилась, благодаря отцу.
Константин Мацан:
— Если я сколочу две дощечки, это будет достойно аплодисментов.
Антонина Донцова:
— Я имею в виду, что надо искренне радоваться женщине и семье. Когда мужчина поймет, что в своей семье он главный за счет того, что он базовые потребности свои удовлетворяет, базовые, в плане душевные, мы не говорим про физические, без них тоже, конечно, семье никуда, то, конечно, его включенность в жизнь семьи будет более активная, чем сейчас. Нам так хочется верить, никто же не знает, человек предполагает, Бог располагает, нам так хочется верить Пока ему эти достижения, достигаторства предлагает, к сожалению, внешний мир.
Константин Мацан:
— Антонина Донцова, директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Снова к вопросу об отцовстве. Я помню, в свое время читал книгу, она так и называлась «Книга об отцовстве». Я все ждал от автора, психолога, какого-то откровения, какого-то рецепта, чего-то важного, чего-то про жизнь непонятного он из своего опыта откроет. Но я пережил некоторое разочарование. Не автором, не книгой, книга хорошая, а тем, что некая боль автора как эксперта, что современные отцы, по его наблюдениям, как правило, такой можно было вывод из книги сделать, приходят домой и ложатся на диван, смотрят телевизор. Здесь можно подставить — планшет смотрят, раньше читали газеты, что-нибудь. Короче, они не включены в жизнь семьи, детей. С одной стороны, вроде как любой папа, который с детьми играет дома, уже чувствует себя морально возвышенным и таким молодцом, и это приятно. С другой стороны, немножечко ужасаешься, потому что, а неужели мы действительно говорим о такой степени проблемы, неужели настолько груба ситуация, что настолько фундаментальна проблема. Отец не участвует. Я-то ждал, что мне расскажут, как правильно играть, и как неправильно играть, как построить коммуникацию, чтобы она была эффективной, а не неэффективной, а мне говорили в этой книге, что коммуникации вообще нет. Слава Богу, если какая-то будет, уже успех. Все настолько плохо. Я понимаю, что вы не отец. Но, возвращаясь к тому, что вы в этой теме глубоко и общаетесь с женщинами, с материями, с теми, кто «за» и с теми, кто «против», с теми, кто свою боль изливает в этих чатах, и с теми, кто пытается на ситуацию влиять. Есть такая проблема? Насколько она остро стоит? Невключенность отца вообще в жизнь семьи?
Антонина Донцова:
— Давайте, мы с вами зайдем не с точки зрения психологии, не с точки зрения духовности. Мы с вами зайдем с точки зрения нейрофизиологии и чисто биохимических процессов, которые протекают в каждом из нас.
Константин Мацан:
— Так.
Антонина Донцова:
— Что нам предложил современный мир? Он предложил нам легкие победы. У нас есть такой нейромедиатор, гормон — простите, я сейчас по максимуму буду упрощать, потому что я читаю лекции на эту тему, связанные с информационными технологиями.
Константин Мацан:
— Я люблю лекции слушать.
Антонина Донцова:
— Есть такой, я думаю, вы слышали, гормон дофамин. Когда он у нас вырабатывается? Когда мы вкусно поели, мы сейчас про совершенно земное будем с вами разговаривать. Когда мы получили новую информацию, особенно, когда мы получили информацию новую, которая совпала с нашей точкой зрения, так тут вообще просто выше всех похвал. Когда мы одержали какую-то серьезную победу и несерьезную тоже. Когда.... В общем, все, что связано с нашими достижениями и победами. Что предложил нам современный мир? Я думаю, что вы из того поколения, которое еще читали книги. Вспомните свое ощущение на дочитанной главе? Вспомните, как вы думали: я дочитал главу, как- же там все было интересно. Вы получили новую информацию, да? Вспомните свое ощущение, когда вы прочитали целую книгу? Это к вопросу о поколении, которое было погружено, в том числе, в книги. У этого есть, понятно, как психологические, так и интеллектуальные стороны. Мы сейчас смотрим с чисто практической, с земной. Телевизор — это огромное обилие новой информации. Социальные сети — папа приходит, ложится, ему просто, лежать это просто. Но в этом маленьком экранчике у него постоянно что-то происходит. И в 19-м году было такое исследование, не наше западное, наши до 19-го года не проводили, во всяком случае мне не попадались, в основном это все иностранные переведенные источники. Когда степень дофаминовой зависимости, это когда у тебя постоянно вырабатывается дофамин, твоя голова тебе говорит, что у тебя постоянно происходит какая-то маленькая победа, ты прочитал маленький пост, просмотрел маленькое видео, и в маленьких дозах у нас выбрасывается дофамин. Так вот, посмотрели на МРТ мозг зависимых от социальных сетей, а сегодня мы все с вами зависимы от социальных сетей, практически все, опять говорю за всех, не люблю себя за это, но практически, большинство современных людей. И посмотрели мозг кокаинозависимого человека. Корреляция уничтожения серого вещества, уменьшение, было одинаковое, то есть наш мозг как у наркомана. Мы привыкли к легким победам. Мужчина лежит на диване и получает весь спектр эмоций, которые он мог бы получить во внешнем мире, либо из телевизора, либо из смартфона. Женщина так же, нет различий, а дети тем более. Поэтому здесь проблема из проблем, которую надо так же системно решать и искать победы — мужчины очень зависимы от побед, от получения побед — внутри семьи. А мы, как мудрые женщины, должны вам давать понять, что каждый день наш муж — это победитель, он может все, у него все получается и хвалить, хвалить, хвалить. Дофамин вырабатывается при похвале просто...
Константин Мацан:
— Милые дамы, внимательно послушайте, пожалуйста, Антонину Донцову, которая сегодня с нами в программе «Светлый вечер».
Антонина Донцова:
— Если нас послушает мой муж, он скажет: кто это вещает? Она же дома так не делает.
Константин Мацан:
— Это другая проблема.
Антонина Донцова:
— Не всегда так делаю, да. Ну уж, не никогда, но не всегда. И здесь, когда мы убираем внешние источники, забирающие каждого члена семьи из семьи... Опять же в Дни семьи в «Семья-фест» мы предлагаем вам, как это сделать. Я понимаю, что сейчас я подшучиваю немножечко, но, правда, нам нужно учиться взаимодействовать друг с другом без внешних источников.
Константин Мацан:
— Ваша работа, связанная с семейной тематикой, какие для себя вы сами открытия совершили о себе, о семье, о жизни, о человеке, благодаря этой работе. Вы вспомянули, что есть проблема применения того, что ты узнаешь в жизни. Я не об этом спрашиваю, а о том, что иногда, занимаясь какой-то темой, ты для себя лично делаешь открытия, не в смысле совсем интимные, а про то, как, оказывается, все устроено, и тебя это наполняет дофарминовой радостью, вот как здорово. Что главное для себя вы открыли?
Антонина Донцова:
— Прежде всего, что на все воля Божия.
Константин Мацан:
— Хороший ответ.
Антонина Донцова:
— Когда-то у меня был проект, мы занимались этим проектом, он назывался «Быть человеком». «Быть человеком» это был журнал, потом он в информационное пространство ушел. В какой-то момент нам пришлось, вообще я человек из бизнеса, и все наши совместные большие социальные проекты, мы понимали, что мы лучше не будем просить эти деньги, мы зарабатывали и вкладывались в социальные проекты. Так пришел кризис в компании, и получилось, что мы не смогли вкладываться в социальные проекты. Мы заморозили. Я такой горячей молитвой молилась: Господь, Ты видишь, я занимаюсь какой-то ерундой, зарабатыванием денег, а хочется чуть-чуть мир спасать, направь. Когда несколько дней подряд молилась, позвонили из Ассоциации организаций по защите семей и спросили: Антонина, у нас совещание с патриаршей комиссией, не могла бы ты просто поучаствовать, пару раз рот открыть и что-то сказать? Так получилось, что Господь услышал мои молитвы, по воле Божией послал меня сюда, и теперь мы делаем этот большой информационный просветительский образовательный проект «Семья — основа мира». И каждый раз, когда ты создаешь какой-то креатив в поддержку семей, беседы, лекции, ты каждый раз говоришь: у тебя в семье так же? Ты можешь это говорить только тогда, когда ты не обманываешь людей, и волей-неволей приходится учиться, смиряться. Я сама по себе чрезмерно активная женщина, горделивая, благодаря этому проекту я поняла, что в семье очень важно смиряться. Это то, что открыла мне семейная тематика, она помогает и нам в семье.
Константин Мацан:
— Тот план, то видение будущего, когда может возникнуть большой семидневный фестиваль, охватывающий не один город, не один регион, а, может быть, всю страну в перспективе, что нужно, чтобы это произошло? Какая помощь, чья помощь? Могут ли слушатели поучаствовать?
Антонина Донцова:
— Всегда успешные проекты — это проекты, у которых много партнеров, много включенных людей, включенных сердцем, включенных умом, включенных деланием. Сейчас есть идея в конце мая провозгласить, обратиться к депутатам Государственной думы, чтобы они вышли с инициативой, и от них поддержка очень нужна. И к органам исполнительной власти, к правительству, и от них поддержка тоже очень нужна, потому что их административная включенность крайне важна. И информационная поддержка, и СМИ, и семьи, и спикеры, и те, кто будут являться духовными лидерами, правильными лидерами, просемейными лидерами на данном фестивале. Но их у нас, слава Богу, много. Прежде всего, конечно, финансовая поддержка; к сожалению, помимо партнерской, она тоже в современном мире играет значительную роль. У нас такая благая идея, наши партнеры — церковной отдел по благотворительности, начать данные семь дней с проведения благотворительного мероприятия «Белый цветок», который существует огромное количество лет. Я думаю, начиная с такого благого дня, благого почина, даже если в этом году не вся Россия подключится к нам, то, думаю, потом обязательно все подтянутся. Я хотела сказать, когда мы говорили про взаимодействие в семье, буквально одну минуту, очень сильно укрепляют дела милосердия, которые творятся вместе, семьей. Я раньше, когда мы развозили подарки, всегда старалась, чтобы мои дети всегда ездили, участвовали, паковали, будучи маленькими. И у нас в семье возникла небольшая проблема. Мы с мужем мечтаем, что в нашей семье появится ребенок, рожденный не нами. Господь если подаст нам такую милость. Наша средняя дочь встала в позу и сказала: нет, если у нас появится еще один малыш, тем более чужой, я уйду из дома. И представляете, Господь сподобил ее очутиться в интернате, где дети год ждут своей участи, либо они пойдут в детский дом, либо их родителей восстановят в правах, она там волонтерила. И когда вместе в семье совершаются вот такие волонтерские дела или дела милосердия... Она пришла и говорит: мам, они такие миленькие, такие послушные, мне так хочется, чтобы у них все было хорошо. Когда вам вместе хочется, чтобы у кого-то было хорошо, начиная какое-то дело с благого такого почина, то обязательно все у всех будет хорошо.
Константин Мацан:
— Лучших слов для завершения нашей беседы не найти. Хотя за эту фразу меня коллеги и подстебывают. Спасибо огромное. Антонина Донцова, директор информационного агентства «БЛАГО-медиа», эксперт Ассоциации организаций по защите семьи, сегодня была с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У микрофона в студии был Константин Мацан. Спасибо. До свиданья.
Антонина Донцова:
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 248 зач., IV, 10-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям нередко кажется, что вся причина их несчастий в том, что они не имеют достаточных ресурсов. Все хотят быть счастливыми и самодостаточными, но кому-то не хватает денег, кому-то власти, кому-то здоровья, кому-то дружеского общения. Каждому чего-то своего. И так или иначе мы находим возможность объяснить себе и другим, почему у нас не всё так гладко, как хотелось бы... Но насколько такой подход совместим с христианством? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Когда дети слышат сказку о рыбаке и рыбке или о джине из лампы Алладина, они часто удивляются, что в качестве одного из трёх желаний никто не загадывает снятие количественного ограничения. Ребёнок думает, что, если бы был кто-нибудь, кто исполнял бы все его желания, он был бы совершенно счастлив. Кажется, это детский, незрелый подход, что тут скажешь... Но разве мы, взрослые люди зачастую не рассуждаем именно так? Разве не думаем, что, если бы нас ничего не ограничивало в исполнении наших желаний, мы были бы счастливы?
Апостол Павел, текст которого мы сейчас услышали, рассуждал совсем иначе. Он не ребёнок и его подход нельзя назвать наивным, но и на скучного взрослого, объясняющего свою ограниченность, он не похож. Он — верующий. То есть, с одной стороны, он призван трезво оценивать свои силы, но, с другой стороны, источником этих сил является не он сам, но Господь.
Как апостол и миссионер Павел бывал в разных ситуациях. Где-то его встречали хорошо, где-то ему настолько не хотелось зависеть от местной общины, что он предпочитал работать сам или принимать помощь от других. Благодаря разному опыту он научился переносить многое: и скудость, и изобилие... Но главный навык, который он приобрёл, — жить с ощущением постоянного укрепляющего присутствия Христова. «Всё могу, — говорит он, — в укрепляющем меня Господе»! Это не детская вера в сказку, не скептическое сведение всего происходящего к своим возможностям. Это уверенность в том, что какими бы ни были ресурсы, Господь поможет всё преодолеть и остаться Его учеником.
Хотя Церковь была только в начале пути, по опыту ветхозаветных праведников апостол знал, что верующих могут преследовать, что некоторые скитались по пустыням и ущельям, некоторые погибали от голода или жестокости мучителей. И, конечно, говоря о помощи Христовой, Павел совсем не имел в виду, что жизнь христиан оказывается безоблачной. Другое дело, что благодаря поддерживающему и укрепляющему присутствию Спасителя, ученики могут всё преодолеть и на Его верность ответить своей верностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь выпускникам детских домов
Ярославский фонд «Спасибо» помогает ребятам из детских домов стать самостоятельными. И заботится о том, чтобы у них было хорошее будущее. Для этого приобщает ребят к спорту, организует вдохновляющие встречи с интересными людьми, лекции, экскурсии и мастер-классы.
Директор фонда Евгения Щедная делится: «Не так давно мы вместе с выпускниками детских домов и интернатов стали путешествовать по разным городам. Это помогает им научиться вести себя в обществе, пользоваться транспортом, не бояться заходить в магазины и кафе, совершать покупки.
Один из наших подопечных, Артём, после выпуска из интерната совершенно не умел действовать самостоятельно и ориентироваться в пространстве, поэтому легко мог потеряться — продолжает Евгения, — Вместе с нами и другими ребятами он отправился в путешествие по Ярославской области. Мы много гуляли, общались, бывали на экскурсиях, учились ориентироваться на месте и пользоваться геолокацией на телефоне. Ребята не только отдохнули, но и получили полезный опыт».
За несколько лет сотрудникам ярославского фонда «Спасибо» при участии многих отзывчивых людей удалось свозить выпускников детских домов в Ростов, Плёс, Москву и Санкт-Петербург. Впереди у ребят поездка в Нижний Новгород.
«Путешествия привносят в жизнь наших подопечных много нового и интересного, они становятся более уверенными, начинают мечтать, ставить цели и к ним стремиться», — говорит директор фонда Евгения Щедная.
Если у вас есть желание поддержать выпускников детских домов, вы можете бесплатно организовать для ребят экскурсию в Ярославле и других городах. Оплатить билеты до места назначения и не только. Либо оставить любой благотворительный взнос на сайте фонда «Спасибо»: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно по этому номеру: +7 (4852) 66-25-10
Новости фонда читайте по ссылке: https://vk.com/bf_spasibo
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Гостем программы был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о судьбе и творчестве поэта Арсения Тарковского и о христианских темах в его поэзии.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
- «Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
- «Русский флот перед революцией». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов