
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 323 зач., X, 1-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Вероятно, в мире нет человека, который никогда не обижал бы другого или не обижался сам. Религиозным людям известно, что наши человеческие конфликты являются результатом древнего и главного конфликта в истории — первого греха, в котором люди пренебрегли Богом и пошли против Его воли. Но насколько наш человеческий опыт обид и примирений может быть перенесён на наши отношения с Богом? И требует ли Господь от нас возмещения за тот поступок, который совершили наши прародители? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Опираясь на собственный человеческий опыт общения и конфликтов с окружающими, мы нередко переносим этот опыт на собственные отношения с Богом. Плохие и агрессивные поступки мы сопоставляем с грехами, и нам кажется, что Господь в ответ относится к нам так, как относятся к нам оскорблённые нами люди. Осознанно или неосознанно мы ощущаем, что Бог на нас обиделся и, стремясь к примирению, не только просим у Него прощения так, как просим его у людей, но и стремимся возместить ущерб теми или иными жертвами.
В то же время, если мы задумаемся над этим всерьёз, мы со всей очевидностью поймём, что некоторые параллели, которые мы выстраиваем, явно ошибочны. Дело в том, что человеческая реакция, которую мы называем обидой, связана с искажением образа обидчика и собственным чувством унижения нашего достоинства. Однако Бог не человек, чтобы изменяться. Он совершенно самодостаточен и Его достоинство не может быть унижено. Он сотворил человека и любит Его, несмотря на поведение самого человека. В этом смысле первородный грех можно назвать конфликтом лишь условно, потому что носит односторонний характер. И как бы человек себя ни вёл, Бог на него не обижается.
Впрочем, достаточно посмотреть на нашу общественную и частную жизнь в любом месте на земле и в любую историческую эпоху, чтобы понять, что примирение с Богом нужно не столько Ему, сколько нам. Не Он, а мы столетиями оказываемся неспособны любить других и жить с ними в мире.
Первым шагом к исправлению ситуации этого положения было заключение завета с Богом у горы Синай. Люди взяли на себя обязательства жить по воле Божией, хотя сделать этого в полной мере не могли. Свои неудачи они пытались возместить жертвами, которые были призваны показать, что они сожалеют о содеянном. И всё же подлинного духовного исцеления жертвы дать не могли, потому что Богу не нужна была формальная сатисфакция, Он ждал от человека изменения его сердца.
В чём же принципиальная новизна того, что сделал Христос? Цитируя 39-й псалом царя и пророка Давида, апостол подчёркивает, что Бог воплощается и обретает человеческое тело. По своему человечеству Он исполняет волю Отца и Сам становится жертвой, через которую навсегда доказывает способность человека жить во воле Божией. Во Христе человечеству навсегда был открыт путь к Богу, Который не обижался, не требовал кровавых жертв и был готов даровать прощение всем, кто, со своей стороны, готов войти с Ним в Новый Завет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема