Уже стало традицией, что раз в году почти во всех школах страны мы становимся свидетелями любопытнейшего зрелища. По прямоугольным коридорам бродят ученики в костюмах мертвецов и чудовищ, весело пугая друг друга внешним видом. Их лица и руки обильно вымазаны томатной пастой, а в школьной столовой на белых скатертях продают отрезанные пальцы и черепа из теста. Эта фантасмагория называется «праздник Хэллоуин». И почти каждый год в пресс-службах почти всех епархий разрываются телефоны с вопросами от журналистов: как Церковь к этому относится?
На самом деле, критиковать подобные «праздники» — дело не благодарное. Но поскольку Хэллоуин как «невинную шалость» прививают нашей системе образования, будет не лишним сказать сегодня пару серьезных слов об истоках новой моды.
В западной культуре праздник Хэллоуин нередко называют Днем всех святых. И только самые любознательные знают его оригинальное название – кельтский праздник Самайн. Зловещие костюмы в день Самайна - не случайное явление. Дело в том, что в древнем кельтском календаре это был самый опасный день. Он был связан с культом разгневанных демонов, которые выходят на свою охоту. Юлий Цезарь в своей знаменитой «Книге о галльских войнах» писал, что в Самайн, по верованиям кельтов, открывалась дверь между мирами, и духи с того света свободно входили в мир людей. Встреча с таким духом ничего хорошего человеку не сулила. Ни одна армия и ни один мифический герой не могли им противостоять. От богов можно было откупиться только жертвоприношениями. Греческий историк и путешественник ДиодОр Сицилийский писал о том подлинном ужасе, который испытывали древние кельты в день Самайна. А вот с принятием христианства – страхов поубавилось. Как говорил Уильям Йетс: «незваные гости с того света застряли на таможне». Дело в том, что неслучайно в день Самайна кельтские христиане стали отмечать праздник в честь всех святых. Ведь именно силы небесные, святые покровители в сознании людей и стали той «армией», которая была способна остановить вакханалии свирепых духов. Эта идея так понравилась Риму, что римский папа Григорий IV решил повсеместно праздновать некогда кельтский праздник Самайн как День всех святых. Отсюда и происходит слово Хэллоуин, ведь по-английски это звучало как All hallows’ eve, то есть канун всех святых, или «хэллоуин».
Казалось бы, как добрая народная сказка. Однако сегодня старая сказка со счастливым концом повернулась к своему печальному началу. Хэллоуин вновь обрел зловещий вид кельтского Самайна, со всеми его ужасами, страхами и демонизацией окружающего пространства. Правда, нам объясняют - это всё как бы понарошку и весело. С такой нехитрой риторикой Хэллоуин и вошел в студенческую среду и под своды школ. Есть даже мнение, что через костюмы вампиров и зомби детская психика избавляется от агрессии и страхов. Вот уж сомнительный аргумент. Наверное и просмотр кровавых боевиков, по этой логике, должен делать ребенка добрее и чутче. Попытки таких «специалистов» от коммерческих структур оправдать продвижение праздника в образовательное пространство вполне понятно. Это многомиллионный бизнес. А вот детские психологи бьют тревогу. К сожалению уровень агрессии и насилия в школе с каждым годом только повышается. По мнению ученых Института семьи и воспитания, а также Института педагогических инноваций Российской академии образования роль праздника Хэллоуин в этой печальной статистике не последняя. По мнению специалистов, «Хэллоуин формирует у ребенка депрессивную психологию, прививает цинизм и жестокость». Оказывается всем давно известны совсем незабавные стороны этой детской забавы. Есть мнения педагогов, психологов, профессиональных институтов и светских спикеров. Очень надеюсь, что они будут услышаны, и нечистая сила потеряет коммерческую и всякую иную привлекательность.
5 февраля. «Смирение»

Фото: Ryoji Iwata/Unsplash
Смирение открывает ученику Христову непостижимое величие Господа, Который, Единый имея бессмертие, пребывает в неприступном свете Своего Божества. Так свидетельствует об этом апостол Павел. Духовный взор, обращённый внутрь сердца, к Создателю, тотчас приводит нас к смиренному постижению своей малости и ничтожества пред Богом. Нося в уме и чувстве сознание того, как велик и совершенен Творец, душа начинает уразумевать, сколь хорошо и спасительно ей смиряться в очах Господа.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Книжный марафон. Светлана Чехова
Несколько лет назад я бросила себе вызов. Приняла участие в необычном книжном марафоне. 52 книги за 52 недели. По одной в неделю. Целый год погружения в чтение. Признаюсь, это было нелегко, порой приходилось осиливать внушительные объёмы страниц, но именно тот год подарил мне не просто привычку, а настоящую, неугасающую любовь к книгам и бесценный багаж знаний, который помог качественно преобразить мою жизнь.
Выбирая книги для этого марафона, я решила отдать предпочтение духовной, классической и научной литературе. Составила список и приступила к чтению.
Одной из первых книг был труд святителя Луки Крымского «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это не просто автобиография, но и проникновенный рассказ о жизненном пути, полном испытаний, лишений и непоколебимой веры. Откровение души, прошедшей через горнило страданий и обретшей в них удивительную силу и чистоту.
Святитель Лука описывает свой путь от врача до архипастыря сквозь бури безбожного времени. Его рассказ пронизан искренностью и любовью к России, к Церкви, к своим пациентам.
Особенное внимание в книге уделяется периоду гонений. и репрессий, которым святитель Лука подвергался за свою веру. Он рассказывает о тюремных заключениях, ссылках, допросах, о клевете и предательстве. Но даже в этих нечеловеческих условиях он не терял веры, продолжал молиться и помогать людям.
Для меня Пример Святителя Луки стал ярким свидетельством силы духа, способной преодолеть любые испытания.
Не могла я не включить в свой список произведения Федора Михайловича Достоевского. Мне всегда нравилась его способность проникать в самые потаённые уголки человеческой души. В «Преступлении и наказании» Федор Михайлович не боится показывать уродство, низость, отчаяние. Но даже в этой тьме он всегда находит проблески веры в то, что человек способен на раскаяние и возрождение.
Первые недели марафона пролетали в вихре новых мыслей и осознаний. Классика требовала вдумчивого чтения, научные труды — переосмысления привычных представлений о мироздании, а духовная литература — погружения в глубины собственной души.
Быстро пролетел год, а вместе с ним — 52 прочитанные книги. Некоторые научили меня мудрости, другие вдохновили на перемены. А чтение духовной литературы стало неотъемлемой частью жизни. Ведь именно наставления святых и конечно, Священное писание показывают нам путь ко спасению.
Хорошо о пользе чтения сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не опутывается сетями вредных помыслов».
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
5 февраля. О жизни и творчестве Вадима Шершеневича

Сегодня 5 февраля. В этот день в 1893 году родился поэт Вадим Шершеневич.
О его жизни и творчестве — настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Шаболовке протоиерей Артемий Владимиров.
Полна событий, драматичных и даже трагических, жизнь творческих людей на пересечении двух столетий. Вадима Шершеневича характеризует самобытный талант. Будучи творческим оппонентом Маяковского, он перепробовал многие школы и направления, прежде чем выработал собственный оригинальный стиль.
Шершеневич, уже как зрелый поэт, имел огромную популярность в предреволюционной России. Не отнять у него знания европейских языков. Он был человеком, который послужил и во время Великой Отечественной войны, участвуя в литературных концертах на оборонных заводах, госпиталях Барнаула, где и скончался от двустороннего туберкулёза легких.
Сегодня, пожалуй, только специалисты по истории литературы хорошо знают творчество этого поэта. Между тем многие его новаторские произведения опираются на прекрасное гуманитарное образование. Вадиму Шершеневичу не откажешь ни в уме, ни в чувстве прекрасного.
Хотя человек своего времени, он, увы, будучи далеким от богопознания и богообщения, отдал дань тем легкомысленным настроениям, которые, наверное, препятствовали ему впоследствии найти мир с Господом, найти Христа, живого Бога, в собственном сердце.
Мы, изучая Серебряный век, видим, что люди того времени отличались систематическим образованием, глубокой образованностью, но им трудно было пробиться через их собственное эгоистическое «я» к свету смирения, любви и надежды на божественную благодать по вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











