
Татьяна Любомирская
Летом мы с коллегами решили съездить на Домбай. Я всегда любила горы, а пейзажи Северного Кавказа настолько хороши, что будь я художником, нарисовала бы сотню картин. Но в этой поездке мы не только наслаждались красивыми видами, мы пережили занятный эпизод.
Он подстерегал нас в аэропорту. Как мы все прекрасно знаем, аэропорт ‒ это место, где собираются таксисты, предлагающие отвезти хоть на край света. С появлением электронных приложений всё меньше и меньше людей пользуются услугами «частников», предпочитая заказывать машины по фиксированной цене. Нам предстоял путь в несколько часов, в другой регион, в горы. Приложение услужливо показало, сколько это будет стоить. Цена была высока.
— Я отвезу вас дешевле, — раздался за нашими спинами тихий мужской голос.
Мы обернулись. Перед нами, неловко переминаясь с ноги на ногу, стоял таксист в желтых очках с мощными увеличительными линзами и искривленным, в результате травмы или неудачной операции, лицом. Казалось, он едва может говорить, не то, что вести машину. Мы с коллегами переглянулись. Ехать три с половиной часа по горным дорогам с таким не внушающим доверия водителем было, мягко говоря, страшновато. Но отказать из-за проблемной внешности... лично я чувствовала бы себя последней свиньей.
— Ну... хорошо, — осторожно согласились мы.
А когда он радостно поспешил к машине с нашими чемоданами, снова обменялись скептическими взглядами. Сочувствие сочувствием, но безопасность-то дороже!
Первые несколько минут поездки мы с маниакальным вниманием следили за всеми дорожными знаками и соответствующими действиями нашего водителя. Но потом... успокоились и расслабились. Наш таксист вел машину прекрасно ‒ легко и плавно. С каждой минутой во мне крепло уважение. Человек, обладающий таким явным физическим недостатком, не сломался, не просиживал на шее родных и близких, а зарабатывал деньги своим трудом. И вдобавок вел себя с таким достоинством, что жалостные мысли быстро уступили место искреннему восхищению.
В дороге мы разговорились. Оказалось, что наш таксист очень образованный человек, интеллектуал, с большим чувством юмора и настоящей любовью к своей земле. Когда мы добрались до места, то уже чувствовали себя так, будто знаем нашего водителя сто лет, а его внешность больше не казалась нам отталкивающей. Поездка получилась быстрой и незаметной.
— Знаете, — сказал наш таксист напоследок, — мне вообще везет на людей. Когда со мной приключилась беда, — он указал пальцем на свое искривленное лицо, — думал, что жизнь кончена. А больше всего боялся, что семью не смогу прокормить. Сейчас дети уже взрослые, самостоятельные, а тогда все сидели на моих плечах. Но, слава Богу, всё устроилось как надо. Ведь большинство людей без предрассудков. И все какие-то добрые, сердечные. У меня много постоянных клиентов. И коллеги по таксопарку помогают, передают заказы. В общем, на жизнь не жалуюсь!
Он улыбнулся радостной открытой улыбкой.
Я со смущенным сердцем вспомнила наши с коллегами косые взгляды и шепот насчет внешности водителя. Для нас, хорошо видящих и здоровых, не похожие на нас люди кажутся подозрительными и странными. Мы зорко видим дорожные знаки и также зорко пытаемся отыскать недостатки в совершенно незнакомом человеке. А наш таксист, возможно, не различал без очков дорожную разметку, но зато он не различал и порочности другого сердца. Для него мы были добрыми и сердечными, судьба казалась ему благосклонной, и он с благодарностью смотрел на свой жизненный путь.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер