
Фамилия купцов Колокольниковых была им дана неспроста. Начиная с 17-ого века, эта знаменитая на всю Тюмень семья, занималась литьём колоколов. Литейная мастерская передавалась из поколения в поколение. И только в 19-ом столетии Колокольниковы переключились на торговлю чаем. Самый яркий представитель этой семьи — Степан Колокольников успешно совмещал коммерческую деятельность с благотворительной и политической — он был членом первой Государственной Думы.
До революции предприятие «Торговый дом Колокольникова Наследники» славилось в Тюмени добрыми делами его хозяев. Степан Иванович особенно радел за развитие народного образования в городе. На средства Колокольникова построили женскую гимназию, она обошлась благотворителю в 50 000 рублей. Он профинансировал строительство ещё одного учебного заведения — Затюменского народного училища и полностью содержал его. Число учеников доходило до 180-ти. Ребята получали образование бесплатно, их обеспечивали книгами, а самым бедным выдавали одежду.
В те годы большинство взрослого населения Тюмени занималось торговлей. Посоветовавшись с властями, Степан Иванович выделил немалые деньги на постройку Коммерческого училища с восьмилетней программой обучения. Затеяв столь масштабный проект, Колокольников пригласил из Москвы видных архитекторов. Шедевр в стиле русского классицизма возводился два года и стал самым красивым зданием Тюмени. В нём — единственном в городе — было даже паровое отопление. Жизнь в стенах учебного заведения била ключом. Дети обучались точным наукам, истории, географии, французскому языку, пению и танцам. Первым директором училища стал родной брат благотворителя — Виктор Колокольников.
Супруга Степана Ивановича тоже много времени посвящала делам милосердия. В собственном доме с помощью мужа она открыла образцовую частную «Школу грамоты». Преподавала детям из беднейших семей, кормила их, одевала, дарила подарки к праздникам. «Пример, достойный подражания», — писала о чете Колокольниковых газета «Тобольские губернские ведомости».
Степан Иванович не жалел денег на благоустройство Тюмени и хотел видеть её красивой. Даже свой магазин он превратил в достопримечательность, построив его по подобию роскошного Елисеевского в Петербурге. Магазин Колокольникова считался самым лучшим во всей Тобольской губернии.
Сострадательное отношение Степана Ивановича к несчастным и обездоленным не раз отмечала Тюменская городская дума. Так, в первый день нового 1901 года благотворителю вручили Золотую медаль с надписью «За усердие». А спустя ещё десять лет его удостоили звания почётного гражданина города. Заслуг было не перечесть. Колокольников входил в комитет по доставке продовольствия неимущим горожанам. Он жертвовал средства погорельцам и переселенцам. Организовал Общество вспомоществования бедным учащимся. Выдавал пособия церквям. Помогал Дамскому благотворительному обществу. А при Обществе трезвости открыл Дом трудолюбия.
Большевистский переворот Степан Иванович не принял и отчаянно сопротивлялся новым властям. В 1918-ом году в своём доме он спрятал бежавших из Петрограда князей Львова и Голицына и разместил у себя Комитет помощи раненым и больным воинам Белой армии. Эмигрировав с семьёй в Париж, Колокольников возглавил комитет организации «Земгор» и сумел помочь сотням русских эмигрантов. Степан Иванович открывал столовые, общежития, больницы, профессиональные курсы. И, конечно, школы для детей. Огромные средства тратились на дело образования. Русская гимназия в Париже, созданная на деньги, собранные «Земгором», работала целых сорок лет. Так и получилось, что благотворительная деятельность Степана Колокольникова распространилась далеко за пределы России, которую он с любовью вспоминал до своего последнего часа.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема