В России мы привыкли к тому, что священник может совершать любое таинство или обряд. Может отслужить Литургию, крестить, венчать, отпевать. То есть выполнять любое священнодействие. Исповедь мы тоже воспринимаем как самую, что ни на есть обязательную часть священнического служения. Но, например, в Греческой Церкви на исповедь смотрят иначе. Как — поясню на конкретном примере. Помню день, когда я, всего несколько дней назад рукоположенный в священнический сан, был отправлен исповедовать. Утаивать не буду — та первая исповедь далась мне с большим трудом. Привыкнуть к тому, что человек, стоящий рядом, открывает тебе не самые лучшие стороны своей жизни, удалось далеко не сразу. А уж сказать этому человеку что-то нужное казалось просто чем-то невозможным. Именно тогда — на первых порах моего священства я задался вопросом — неужели в других Православных Церквах все происходит именно так. Неопытного молодого священника почти сразу отправляют на, так сказать, «передовую» исповеди?
Оказалось, что нет. В Православных Церквах греческой традиции молодого, только что рукоположенного священника никто к исповеди не подпустит. По одному древнему и простому принципу — «главное — не навреди!» Ведь таинство исповеди — это по сути способ духовного лечения человека. Человек через покаяние избавляется от негативных, греховных сторон своей жизни. И как в больнице к операциям по-хорошему допускают только опытных врачей, так и на исповедь в греческих Церквах стараются направлять только опытных священников. Стать священником-духовником, то есть имеющим право исповедовать, в Православных Церквах греческой традиции не просто. Не достаточно быть просто зрелым по возрасту человеком. Священнику для того, чтобы быть допущенным до исповеди прихожан, необходимо быть духовно состоявшейся личностью, получить определенный опыт пастырской деятельности.
В Греции, например, в священники можно быть рукоположенным по достижении тридцатилетнего возраста. Такой возрастной ценз существует на основании канонов, то есть церковных законов. Допуск к исповеди происходит, когда священник уже несколько лет послужит. Но, в любом случае, это происходит не раньше достижения им 35 лет. Возможность исповедовать приобретается священником не просто технически — вот исполнилось 35 лет и уже можно. Обычно все происходит так. Глава епархии, в которой священник служит, — епископ или митрополит — вызывает священника и беседует с ним, проясняя для себя степень его готовности исповедовать. Затем епископ спрашивает мнения наиболее почтенных и авторитетных священников епархии. Если все высказываются «за», то епископ во время богослужения прочитывает над священником особую молитву на поставление в духовники. И уже только после этого священник может исповедовать. В настоящее время в Греции из всего количества священников 80% имеют право принимать исповедь. В России до революции также не все священники могли исповедовать. Тех, кто такое право имел, называли «покаянными отцами», то есть теми, кто от лица Церкви принимает покаяние. Из-за атеистических гонений количество священников в Русской Церкви сильно сократилось и до сих пор у нас имеется нехватка священнических кадров. Потому в настоящее время древняя духовническая традиция у нас пока, к сожалению, не восстановлена.
Все выпуски программы Вселенная православия
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вас когда-нибудь смущало, когда вы узнаёте, что некий знакомый — вполне успешный, здоровый, красивый молодой человек — вдруг всё оставляет и уходит в монашество? Если да, то отрывок из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — именно для вас! Давайте послушаем 9-ю главу, которая сегодня читается в храмах во время богослужения.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
В сегодняшнем апостольском чтении многократно повторяется одно и то же слово — «власть» — по-гречески — εξουσία. В прямом смысле слова «власть» — это законное право или способность действовать. Но апостол Павел не просто так использует это слово снова и снова именно в своих риторических вопросах: тем самым он хочет особо подчеркнуть нечто крайне важное. Что же именно — давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что среди остальных апостолов Павел стоял «не в ряду», сильно выделяясь. Он единственный происходил из фарисеев, духовной элиты, ученик Гамалиила — ещё бы не отличался от простых рыбаков и сборщиков податей! Но, кроме этого, Павел ещё и вёл себя... подозрительно: он не был женат, старался не обременять своих слушателей сборами для своих личных нужд, предпочитая зарабатывать самостоятельно — и в целом вызывал скорее раздражение у апостолов, чем радостное принятие. Причина — непривычная широта взглядов вместе с самым настоящим радикализмом. Неудивительно, что это вносило определённую тональность в его деятельность. И перед нами — фактически оправдательная речь перед теми, кто смущается его поведением, нетипичным даже для первых христиан.
Апостол Павел мудро и деликатно в форме вопрошаний озвучивает «висевшие в воздухе» вопросы к нему — и даёт ясный ответ: да, всё правильно, все эти вопросы — совершенно правомочны. Но — есть одна маленькая деталь. Он существенно повышает планку личной праведности с единственной целью: не дать повода тем, кто хотел бы усмотреть в его проповеднической и миссионерской деятельности всего лишь... разновидность «бизнеса на духовной тематике». У него есть право — такое же, как и у всех других проповедников, — иметь супругу, питаться от пожертвований, пользоваться гостеприимством — и всё это ни разу не зазорно. Но он переступает через все эти свои права не потому, что они — ущербны или неправильны — а только потому, что не хочет дать даже малейший повод для «претыкания» тем, кто эти поводы с удовольствием отыскивает.
Пример апостола — хороший повод для нас задуматься, на самом ли деле мы готовы также бережно относиться к тем, кто находится вне всякой религии и веры — пытаясь искренне понять, обо что именно прежде всего спотыкаются эти люди, начиная смотреть в сторону Церкви Христовой?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Соне и другим подопечным Марфо-Мариинской обители
Соня с трёх лет живёт в Елизаветинском детском доме. Это благотворительный проект. Находится он в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этом месяце Соне исполняется 11 лет. Она заботливая и внимательная девочка, всегда опекает младших и старается помочь взрослым — и салат на обед приготовит, и общую игру организует, и комнату в порядок приведёт. Настоящая помощница воспитателям!
Одно из её любимых увлечений — вязать крючком. Причём вязать Соня может и на детской площадке, и в метро, и в кровати перед сном. У неё всегда под рукой крючок и моток ниток. Ещё девочка с удовольствием осваивает швейную машинку, плетёт из бисера и вышивает.
Сотрудники Елизаветинского детского дома занимаются всесторонним развитием детей, поддерживают их интересы и обеспечивают всем, что нужно для творчества и учёбы.
На днях Соня вместе с другими девочками из детского дома отправилась в школу. И сейчас перед воспитателями стоит важная задача — приобрести на весь учебный год тетрадки, книги, ручки и многое другое. Но без помощи им не обойтись.
Сегодня на территории Марфо-Мариинской обители помимо Елизаветинского детского дома, работает ещё несколько социальных проектов. В каждом из них есть маленькие и юные подопечные, которым важна поддержка — это ребята с инвалидностью, сироты и дети из малоимущих семей.
Чтобы подготовить их к школе обитель милосердия ежегодно проводит акцию «Собери рюкзак добра». В этом году её участниками стали 268 детей, и вы можете их поддержать. Переходите на сайт: https://rukzakdobra.ru/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«11-е воскресенье по Пятидесятнице, Сретение Владимирской иконы Богородицы». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о празднике Сретения Владимирской иконы Богородицы, об Усекновении главы Иоанна Крестителя, о церковном новолетии (индикте), о праздновании Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а также о днях памяти благоверного князя Даниила Московского и мучеников Адриана и Наталии.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица