2 Сол., 277 зач., III, 6-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как в древности, так и сегодня люди живут по-разному. Кто-то работает честно и ответственно, а кто-то только создает имитацию бурной деятельности. Порой первые, насмотревшись на вторых, возмущаются и спрашивают, почему кто-то должен жить за наш счёт. Счёт, конечно, не столько денежный, сколько жизненный, когда люди начинают пользоваться нашей честностью, ответственностью, трудолюбием. Не знаю, как отвечают себе на такие вопросы люди неверующие, но христианский ответ можно найти в отрывке из третьей главы второго послании апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Бог сотворил человека владыкой над тварным миром и, дав небольшой участок земли, который в писании называется Садом Эдемским, поручил возделывать и хранить его, чтобы в будущем вся земля стала этому саду подобна. Причём труд в то время для людей не был трудным, он был подобен радостному и совместному творчеству, в котором они были призваны следовать воле Творца. Однако после грехопадения труд становится трудным, а человек эгоистичным, что приводит к несправедливости и разделению людей на богатых и бедных, тех, кто трудится, и тех, кто их использует. Собственно, для языческих религий апостольского времени, как и для атеистического мировоззрения сегодня, в этом нет ничего необычного или странного. Для первых несправедливость естественна, потому что боги всем распоряжаются по своему усмотрению и не человеку им указывать. И уж если они кого-то не любят, тут ничего не поделать. Для вторых мир вообще возник случайно и, если кто-то в нём оказался сильным, а кто-то слабым, глупо возмущаться и переживать. Кто вообще сказал, что в мире слепого случая должна быть хоть какая-то справедливость. Люди? Они могут сказать что угодно, сегодня одно, а завтра другое.
В христианстве дело обстоит иначе. Мы верим, что Бог, который сотворил мир, создал нас равными, призванными к любви и соработничеству. В человеческом обществе возможна и даже естественна иерархия, но это должна быть иерархия любви и ответственности, а не использования и подчинения. И когда верующий человек слышит внутренний вопрос «зачем быть ответственным, надёжным, трудолюбивым, жертвенным... тебе что больше всех надо?», ему стоит спокойно ответить самому себе так: «Мою работу, пусть и через других людей, мне послал Бог и пока будет возможность я буду трудиться, не потому что мне хочется больше денег, не потому что я хочу выглядеть лучше других, а просто потому, что я христианин. Я верю, что Бог поручил нам, людям мир, который Он сотворил и я хочу быть Его сотрудником работая на своём месте». Именно поэтому апостол призывает нас не унывая, делать добро, ведь в добром деле мы соработничаем Самому Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России