Устраивая еще с самой юности импровизированные выступления для детей, Сергей Владимирович постепенно масштабировал свою деятельность. Обладая целым штатом кукольных «актеров», Сергей Образцов в 1931 году занял должность директора московского Центрального дома художественного воспитания детей, который и превратился в первый Государственный театр кукол.
Человек, о новаторских эстрадных кукольных номерах которого говорили многие, благодаря своим спектаклям помогал забывать и о войне, и о голоде, вдохновляя людей на улыбку. Во время Великой Отечественной войны Сергей Владимирович также поднимал дух бойцов, организовав 16 концертных фронтовых бригад.
Установитель кукольного театра как формы искусства, Сергей Владимирович Образцов всегда вызывал одинаковый восторг и у детей, и у взрослых. Но через какие испытания пришлось пройти Сергею Владимировичу перед тем, как стать востребованным и известным среди миллионов людей?

На Садовой-Самотёчной улице в Москве стоит здание с необычными часами на фасаде. Циферблат в виде солнца окружён двенадцатью домиками. В каждом из них живёт кукла: заяц, лиса, кот, медведь, поросёнок... На самом верху сидит золотой петушок. Каждый час раздаётся его звонкий крик. Звучит музыка, и фигурки животных по очереди выезжают из своих домиков. Эти сказочные часы украшают фасад знаменитого Театра кукол имени Сергея Образцова.
«Всю жизнь я играю в куклы», — с юмором говорил о себе Сергей Владимирович. Более шестидесяти лет Образцов посвятил искусству, которое и в наши дни дарит людям радость. А началось всё с «бибабо» — японской перчаточной куколки. Её подарила маленькому Серёже мама. Мальчик надел куклу на руку, и вдруг... началось волшебство! Кукла кивала головой, махала руками, кланялась. И хотя управлял ею сам Серёжа, казалось, что кукла живёт собственной жизнью. Мальчик не расставался с игрушкой несколько лет. Он часами мог разыгрывать с нею сценки. Кукла пела песни, читала стихи. Стоило кому-то из домашних приуныть — тут как тут появлялся Серёжа со своей любимицей. И хандру как рукой снимало.
В 1918 году Сергею исполнилось семнадцать. Только что отгремела революция, шла гражданская война. Это было голодное время. Сергей учился на факультете живописи Высших художественно-технических мастерских. Чтобы заработать хоть немного денег на хлеб для семьи, он решил смастерить и продать на рынке тряпичную куклу наподобие своей когда-то любимой «бибабо». Из лоскутов от старой чёрной рубахи получился маленький симпатичный негритёнок. И Образцову стало жаль расставаться с куклой. Он подумал — и решил оставить негритёнка себе. Так и ходил с ним в руках по улицам Москвы. Во дворах и на бульварах устраивал импровизированные представления с куклой. И люди на несколько минут забывали о голоде, о войне, о тяготах жизни. Они улыбались.
Постепенно выступления Образцова с куклой-негритёнком перешли на новый уровень. Сразу несколько столичных концертных залов предложили Сергею Владимировичу свою сцену. О его необычных, новаторских эстрадных кукольных номерах заговорили. Вскоре Сергей изготовил новых кукол. Одна из них — малыш с задорным чубом по имени Тяпа — стала главным артистом всех спектаклей Образцова и его любимицей. С Тяпой он не расставался до конца своей жизни.
Вслед за перчаточными куклами Сергей Владимирович стал мастерить тростевые, с более сложным механизмом управления. Вскоре у него уже был целый штат кукольных «актёров». Вместе с ними в 1931 году Образцов пришёл на должность директора московского Центрального дома художественного воспитания детей. Который с лёгкой руки Сергея Владимировича и превратился в первый Государственный театр кукол. Впрочем, помещение было настолько мало, что проводить в его стенах спектакли не представлялось возможным. Но Образцов не унывал. На запряжённой лошадью телеге, с переносной ширмой он ездил по клубам, школам, пионерским лагерям. Всюду дети и взрослые встречали Образцова с восторгом.
В годы Великой Отечественной войны театр Образцова организовал 16 концертных фронтовых бригад. Выступали на передовой, поднимая дух бойцов перед тяжёлыми сражениями. Именно в это время в «Британской энциклопедии» появилась статья о Сергее Владимировиче, в которой его называли установителем кукольного театра как формы искусства.
В 1970 году Государственный театр кукол переехал в здание на Садовой-Самотёчной. Там он находится и по сей день. И зрители по-прежнему, как и много лет назад, спешат туда на спектакли. А потом возвращаются домой — вдохновлённые и счастливые. Сергей Владимирович Образцов считал, что куклы делают людей немного лучше. Он говорил: «Посмотришь на Кота в сапогах, и самому захочется быть таким же добрым другом. Посмотришь на Аладдина, и самому захочется быть таким же храбрым. Кукольный театр очень нужен людям — и детям, и взрослым».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема