Солдатик Сергей Алёшков сделал многое для приближения Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, став самым маленьким солдатом в ее истории.
Серёжа, ставший круглым сиротой, бежал из родной деревни, занятой немцами. Он заблудился в лесу и, находясь на краю неминуемой гибели, был обнаружен разведчиком 142-го стрелкового полка. Часть стала для Серёжи новой семьей: «солдатик» — так называли Серёжу бойцы. Командира же полка, Михаила Даниловича Воробьёва, Серёжа называл «папкой». Не раз во время войны Серёжа проявлял героизм: обнаружил немецких корректировщиков в стоге сена, под шквалистым огнем противника восстановил разорванную телефонную связь. А за подвиг спасения командира маленького Серёжу наградили медалью «За боевые заслуги».
Что было написано в боевой характеристике Серёжи Алёшкова?

Шестилетний мальчик пробирался сквозь густой тёмный лес. Босоногий, легко одетый, он, казалось, не замечал холода — а на дворе стояла поздняя осень. Осень 1942-го. Шла Великая Отечественная война. Паренёк давно заблудился, и не знал, в какой стороне осталась его родная калужская деревенька Грынь. Да и возвращаться туда всё равно было нельзя. Деревню заняли немцы. Они расстреляли его маму и брата. Теперь парнишка — круглый сирота. Его отец погиб в первые дни войны. Мальчуган вздрагивал от каждого шороха — ему казалось, что это фашисты настигли его. Он давно потерял счёт времени. Между тем, прошла уже неделя с того момента, как ребёнок оказался в лесу совершенно один. Мальчик питался желудями, пил из луж, которые по утрам подёргивались тонким ледком. По ночам зарывался в опавшую листву, плакал и звал маму. В какой-то момент силы его оставили. Малыш больше не мог идти. От неминуемой гибели спасло чудо — на ребёнка случайно наткнулся красноармейский разведчик 142-го стрелкового полка. Он принёс едва живого мальчика в часть. Паренька отогрели, накормили, выходили. Так началась история самого маленького солдата в истории Великой Отечественной войны — Серёжи Алёшкова.
«Солдатик» — ласково называли его бойцы. Для Серёжи они стали новой семьёй, к которой он привязался всем сердцем. Командира полка, Михаила Даниловича Воробьёва, называл «папкой». Солдаты тоже полюбили улыбчивого, смышлёного и бойкого шестилетнего хлопца. Сшили ему по размеру самую настоящую красноармейскую форму. Очень скоро «рядовой Серёженька», как в шутку называли мальчика, доказал, что по праву носит военную гимнастёрку. Серёже часто давали небольшие поручения — он разносил бойцам почту и газеты. Однажды, во время очередной такой вылазки, мальчик заметил большой стог сена, из которого доносились негромкие голоса. Говорили на немецком. У солдатика сердце ухнуло в пятки. Живы были воспоминания о зверствах, которые творили фашисты в его родном селе. Захотелось бежать без оглядки. Но парень взял себя в руки и стал внимательно слушать. Немецкого он не знал, однако по интонациям понял, что передаются какие-то сведения. Серёжа поспешил в часть и сообщил обо всём, что видел. Красноармейцы организовали проверку. Оказалось, что в стоге сена прятались немецкие корректировщики. По рации они диктовали своей артиллерии координаты целей. Фашистов схватили и обезвредили. Командир полка Воробьёв по-взрослому пожал мальчику руку. «Ты ведь, малец, жизнью рисковал. Заметили бы тебя немцы, не пожалели бы».
Жизнью ради спасения Родины, ради Победы, самый маленький солдат рисковал на войне ещё не раз. Однажды под шквальным огнём противника Серёжа Алёшков восстановил разорванную телефонную связь — соединил повреждённые провода. Но отползти вовремя не успел, и был серьёзно ранен в ногу. В 1943 году полк под командованием Воробьёва перебросили под Сталинград. Вместе со всеми был и Серёжа. Командир полка к тому моменту уже официально усыновил мальчика. Однажды они вместе шли в командный пункт. Внезапно налетели вражеские самолёты — «юнкерсы». Воробьёв быстро спрятал Серёжу в безопасном месте, а сам перебежками продолжил путь. Но как только зашёл в блиндаж, туда попала бомба. Серёжа из укрытия всё видел. И не смог сидеть на месте. Бомбёжка ещё не закончилась, но мальчик побежал к взорванному блиндажу, попытался растащить обломки. Но это оказалось не по детским силам. Тогда Алёшков что есть мочи помчался за помощью. «Там... папа...» — едва переводя дух, объяснил он солдатам. А потом вместе с ними, как мог, растаскивал завал. Воробьёв оказался жив. За подвиг спасения командира Серёжу, которому шёл тогда восьмой год, наградили медалью «За боевые заслуги».
Впрочем, не только подвигами послужил солдатик Алёшков приближению Победы. Уже само его присутствие в полку поднимало дух красноармейцев. В период затишья между сражениями паренёк читал солдатам стихи, пел песни. «Своей жизнерадостностью, любовью к окружающим, товарищ Алёшков вселял в бойцов бодрость и уверенность в победе» — было написано в боевой характеристике Серёжи.
Он и после войны служил Родине. Окончил юридический факультет и стал следователем прокуратуры. В 1985 году, в сорокалетний юбилей Победы, получил Орден Отечественной войны I степени. Сергей Алёшков не любил публичности. Не давал интервью. Только однажды признался, что где-то глубоко в душе так и остался на всю жизнь маленьким солдатом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.