«Мертвец идёт» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Мертвец идёт»

Мертвец идёт
Поделиться Поделиться

«Мертвец идёт», студии Havoc, PolyGram Filmed Entertainment, Working Title Films, режиссёр Тим Роббинс

— Вы давно этим занимаетесь?

— Чем?

— Консультируете приговорённых.

— Я его не консультирую. Я едва его знаю, мы виделись один раз.

— И что вы о нём думаете?

— Я не уверена, что он мне нравится.

Такой вывод сделала монахиня, сестра Хелен, после встречи с мужчиной, приговорённым к смертной казни. И не удивительно: Мэтью Понселет совершил страшное преступление — ночью в лесу он жестоко расправился с двумя подростками. Теперь он в тюрьме и его ждёт правосудие — казнь путём смертельной инъекции. Такова, в нескольких словах, завязка кинофильма, фрагмент из которого мы с вами сейчас услышали. Он называется «Мертвец идёт».

Картину снял американский режиссёр и актёр Тим Роббинс, на экраны она вышла в 1995 году. Необычное название ленты — отсылка к тюремным правилам в США. «Мертвец идёт!» — так кричат офицеры охраны, когда ведут смертника к месту казни. «Кино, которое переворачивает душу» — отозвалась о фильме газета «Вашингтон пост». В издании отмечали, что хотя тема смертной казни давно и активно обсуждается в обществе, ещё никто не подходил к ней с такой неожиданной стороны, как это сделал Тим Роббинс в своей картине. Сам же режиссёр скромно отмахивается от похвал и говорит, что всего лишь перенёс на экран реальную историю. Фильм «Мертвец идёт» снят по одноимённым мемуарам католической монахини Хелен Прежан, в которых она описала свой опыт общения с приговорённым к смерти человеком и рассказала о том, как сопровождала его на казнь. Книгу дала почитать Тиму Роббинсу его жена, актриса Сьюзан Сарандон. Потрясённый прочитанным режиссёр решил, что эта история непременно должна стать фильмом.

Картина получилась захватывающей и ошеломляющей. В ней чувствуются и отголоски «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского, и эхо евангельской истории о благоразумном разбойнике, которая дарит надежду на прощение самых тяжких грехов. С каждой минутой в происходящее на экране погружаешься всё больше и больше, и в конце концов просто не можешь оторваться. При этом большинство времени занимают диалоги главных героев, сестры Хелен и осуждённого Понселета, разделённых решёткой тюремной переговорной. Они, казалось бы, говорят о самых обычных вещах. Понселет рассказывает о своём детстве. Расспрашивает Хелен о том, почему она стала монахиней. И вообще, ведёт себя так, словно это не ему через несколько дней предстоит казнь. Почему же монахиня слушает его? И что вообще она делает рядом с убийцей? Этот же вопрос задают сестре Хелен родители одной из жертв Понселета, когда монахиня приходит в их дом.

— Как вы можете общаться с этим подонком?

— Мистер Перси, я никогда прежде этого не делала. Я пытаюсь... я пытаюсь следовать примеру Христа, сказавшего, что каждый человек стоит больше, чем зло, которое он совершил.

— Это не человек. Это животное! Я не прав, животные не насилуют и не убивают себе подобных. Мэттью Понселет это Божья ошибка. Вы хотите держать руку несчастного убийцы? Утешить его перед смертью? 

— Я хочу помочь ему осознать содеянное.

Интересно, что на большинстве популярных видеоресурсов фильм обозначен как «криминальная драма». Однако он, безусловно, далеко выходит за рамки этого жанра. Я бы сказал, что режиссёр Тим Роббинс снял глубочайшее духовное кинопроизведение. По его собственным словам, «Мертвец идёт» — это фильм о возможности покаяния, о сострадании, о выборе между местью и прощением. Важно, что режиссёр не предлагает зрителю готовых выводов. Он просто показывает ситуацию глазами всех её участников. В результате получилось кино, которое трудно забыть.

В этом, безусловно, огромная заслуга потрясающих актёров. Сестру Хелен сыграла Сьюзан Сарандон. Работа принесла актрисе премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Понселета сыграл Шон Пенн. Роль настолько потрясла самого актёра, что после съёмок он наотрез отказывался обсуждать её с журналистами. Лишь режиссёр картины однажды обмолвился о том, что в фильме Шон Пенн плакал по-настоящему.

В заключение хотелось бы отметить интересный и очень говорящий факт. В самой напряжённой, финальной сцене картины, звучит известное духовное произведение русского композитора Георгия Свиридова, которое называется «Святая любовь». Фильм Тима Роббинса «Мертвец идёт», в конечном итоге — именно о такой любви.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем