
«Мертвец идёт», студии Havoc, PolyGram Filmed Entertainment, Working Title Films, режиссёр Тим Роббинс
— Вы давно этим занимаетесь?
— Чем?
— Консультируете приговорённых.
— Я его не консультирую. Я едва его знаю, мы виделись один раз.
— И что вы о нём думаете?
— Я не уверена, что он мне нравится.
Такой вывод сделала монахиня, сестра Хелен, после встречи с мужчиной, приговорённым к смертной казни. И не удивительно: Мэтью Понселет совершил страшное преступление — ночью в лесу он жестоко расправился с двумя подростками. Теперь он в тюрьме и его ждёт правосудие — казнь путём смертельной инъекции. Такова, в нескольких словах, завязка кинофильма, фрагмент из которого мы с вами сейчас услышали. Он называется «Мертвец идёт».
Картину снял американский режиссёр и актёр Тим Роббинс, на экраны она вышла в 1995 году. Необычное название ленты — отсылка к тюремным правилам в США. «Мертвец идёт!» — так кричат офицеры охраны, когда ведут смертника к месту казни. «Кино, которое переворачивает душу» — отозвалась о фильме газета «Вашингтон пост». В издании отмечали, что хотя тема смертной казни давно и активно обсуждается в обществе, ещё никто не подходил к ней с такой неожиданной стороны, как это сделал Тим Роббинс в своей картине. Сам же режиссёр скромно отмахивается от похвал и говорит, что всего лишь перенёс на экран реальную историю. Фильм «Мертвец идёт» снят по одноимённым мемуарам католической монахини Хелен Прежан, в которых она описала свой опыт общения с приговорённым к смерти человеком и рассказала о том, как сопровождала его на казнь. Книгу дала почитать Тиму Роббинсу его жена, актриса Сьюзан Сарандон. Потрясённый прочитанным режиссёр решил, что эта история непременно должна стать фильмом.
Картина получилась захватывающей и ошеломляющей. В ней чувствуются и отголоски «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского, и эхо евангельской истории о благоразумном разбойнике, которая дарит надежду на прощение самых тяжких грехов. С каждой минутой в происходящее на экране погружаешься всё больше и больше, и в конце концов просто не можешь оторваться. При этом большинство времени занимают диалоги главных героев, сестры Хелен и осуждённого Понселета, разделённых решёткой тюремной переговорной. Они, казалось бы, говорят о самых обычных вещах. Понселет рассказывает о своём детстве. Расспрашивает Хелен о том, почему она стала монахиней. И вообще, ведёт себя так, словно это не ему через несколько дней предстоит казнь. Почему же монахиня слушает его? И что вообще она делает рядом с убийцей? Этот же вопрос задают сестре Хелен родители одной из жертв Понселета, когда монахиня приходит в их дом.
— Как вы можете общаться с этим подонком?
— Мистер Перси, я никогда прежде этого не делала. Я пытаюсь... я пытаюсь следовать примеру Христа, сказавшего, что каждый человек стоит больше, чем зло, которое он совершил.
— Это не человек. Это животное! Я не прав, животные не насилуют и не убивают себе подобных. Мэттью Понселет это Божья ошибка. Вы хотите держать руку несчастного убийцы? Утешить его перед смертью?
— Я хочу помочь ему осознать содеянное.
Интересно, что на большинстве популярных видеоресурсов фильм обозначен как «криминальная драма». Однако он, безусловно, далеко выходит за рамки этого жанра. Я бы сказал, что режиссёр Тим Роббинс снял глубочайшее духовное кинопроизведение. По его собственным словам, «Мертвец идёт» — это фильм о возможности покаяния, о сострадании, о выборе между местью и прощением. Важно, что режиссёр не предлагает зрителю готовых выводов. Он просто показывает ситуацию глазами всех её участников. В результате получилось кино, которое трудно забыть.
В этом, безусловно, огромная заслуга потрясающих актёров. Сестру Хелен сыграла Сьюзан Сарандон. Работа принесла актрисе премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Понселета сыграл Шон Пенн. Роль настолько потрясла самого актёра, что после съёмок он наотрез отказывался обсуждать её с журналистами. Лишь режиссёр картины однажды обмолвился о том, что в фильме Шон Пенн плакал по-настоящему.
В заключение хотелось бы отметить интересный и очень говорящий факт. В самой напряжённой, финальной сцене картины, звучит известное духовное произведение русского композитора Георгия Свиридова, которое называется «Святая любовь». Фильм Тима Роббинса «Мертвец идёт», в конечном итоге — именно о такой любви.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!