
В сентябре, в канун Рождества Пресвятой Богородицы, к Глинской Пустыни — монастырю в Глуховском уезде Сумской губернии — со всей округи съезжались паломники. В эти дни обитель отмечала престольный праздник. Торжественные Богослужения, Крестные ходы и праздничные трапезы продолжались здесь в течение нескольких дней.
В этот раз, входя в монастырские ворота, паломники изумлённо оглядывались по сторонам. Им казалось, будто в обители явно что-то поменялось. Вот, например, это красивое длинное двухэтажное каменное здание — два года назад его тут точно не было!
— А, новым братским корпусом интересуетесь! — встречал гостей монастырский эконом — монах, ответственный за хозяйство. — Да, есть на что полюбоваться, — с улыбкой добавил он. — Умеет строить наш теперешний настоятель, отец Иоанникий! А вы, я вижу с дороги, уставшие — так милости просим в нашу гостиницу для богомольцев, — и эконом указал рукой на большой добротный деревянный дом. — Она тоже трудами батюшки Иоанникия устроена!
Отец Иоанникий, а в 1874 году — просто молодой человек по имени Иван Гомолко — пришёл в Глинскую Пустынь, когда ему исполнилось двадцать три. Отец его был офицером; Ивану тоже прочили военную карьеру. Но мальчика с юных лет влекло к молитвенному уединению. Видя, что к военной стезе Иван равнодушен, отец не стал настаивать на своём. Ваня окончил обычное уездное училище, а потом попросил у родителей благословения на поступление в монастырь.
Сразу после пострига отца Иоанникия избрали монастырским письмоводителем. Много лет он трудился на этом месте, пока в 1888 году, после кончины настоятеля монастыря, не был поставлен управлять Глинской Пустынью.
Новый настоятель сразу же взялся за благоустройство обители. Построил упомянутые братский корпус с кельями и большую бесплатную гостиницу для паломников — странноприимницу. Отремонтировал и расширил монастырские храмы. А ещё устроил в Пустыни больницу, причём не только для монахов и насельников, но и для всех, нуждающихся в лечении, но не имеющих возможности обратиться в платную клинику — крестьян из близлежащих сёл, бедных паломников. При больнице была и аптека, где все прописанные врачом медикаменты больные могли получить бесплатно.
Случится ли у кого из крестьян пожар, останется ли кто без кормилицы-коровы или лошади — обитель помогала строительными материалами, выделяла денежное пособие. По особому распоряжению отца Иоанникия, нуждавшимся крестьянам выдавали зерно и муку из монастырских запасов; часть принадлежавшего монастырю леса настоятель отдал крестьянам под вырубку, чтобы зимой у них было, чем топить.
В 1890-м году отец Иоанникий открыл в Глинской Пустыни Дом трудолюбия для сирот и бедных крестьянских детей. Здесь их обучали грамоте и ремёслам, при этом жили, питались и одевались воспитанники Дома трудолюбия на всём протяжении своего в нём пребывания за счёт обители. Первоначально отец Иоанникий определил начинанию довольно скромные масштабы — планировалось, что в Доме трудолюбия будут обучаться и постоянно проживать 15 человек. Но уже через несколько лет эта цифра увеличилась более чем в десять раз!
На трапезы для народа, которые по распоряжению отца Иоанникия устраивались в Престольный праздник, сходились бедняки со всего уезда. И каждого здесь принимали, как дорогого гостя.
Так было до тех пор, пока в 1912-м году распоряжением Синода отца Иоанникия... не удалили из монастыря — по клеветническому доносу местного помещика-богатея, позарившегося на плодородные монастырские поля, но получившего от настоятеля категоричный отказ. Братия и крестьяне провожали его со слезами на глазах. Но само время, пусть даже без малого через век, расставило всё по местам: в 2008-м отец Иоанникий Глинский был причислен Церковью к лику святых.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема