
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Бытие определяет сознание. Так звучит один из главных постулатов марксистской философии, считающей, что внешние условия определяют наши мысли и стремления. Отрицать влияние окружающих обстоятельств, конечно, нельзя, но также нельзя полагать, что человек полностью от них зависим. И подтверждение наличия у нас свободы и силы сопротивляться внешнему воздействию мы можем найти в отрывке из третьей и четвёртой глав послания апостола Павла к Колоссянам. Это чтение звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Прозвучавшие строки наполнены воодушевлением и искренней надеждой. И сложно представить себе, что послание к христианам древнего города Колоссы было составлено апостолом Павлом в тюрьме. Проповедник Божий оказался в заточении по ложному навету. Но не терял присутствия духа, веря, что так он разделяет со Христом Его страдания. А еще святой Павел видел в своем заключении признак того, что делает правильное и нужное дело. Ведь если бы проповедь Евангелия приносила ему уважение и почет со стороны иудеев и язычников, это означало бы, что Павел находится в согласии с миром, который во зле лежит.
Но давайте обратимся непосредственно к прозвучавшему поучению. Апостол просто и доходчиво объясняет, как должна быть устроена жизнь христиан. Мужья и жены пусть живут в уважении и взаимном служении. Дети пусть слушаются родителей. Родители же не должны, как выражается Павел, раздражать детей. То есть не мучить их упреками и душными поучениями, но воспитывать, прежде всего, собственным примером.
Отдельного внимания заслуживает замечание Павла об отношениях рабов и господ. Рабы, принявшие христианство, не должны устраивать бунты, но исполнять своё служение по совести. Так, чтобы господа тоже прониклись духом Евангелия и приняли Христа. Если же хозяин является христианином, то он призван заботиться о рабах, как о своих родных, и при возможности давать им свободу.
Главный же смысл поучения апостола состоит в таких его словах: «всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Иными словами, Павел призывает нас стать соработниками Спасителя, проводниками Его благодати в мир. Чтобы нашими руками и сердцами бытие Божие всё явственнее проявляло себя в нашем мире. Не упраздняя при этом нашей свободы, но действуя исключительно в формате синергии — гармоничного сочетания, соединения и содействия.
Бытие в ряде случаев действительно определяет сознание, но для верующего человека, прежде всего, тогда, когда речь идет о бытии Божием — Царствии Небесном, благодатью пребывающем в сердцах любящих Бога и стремящихся исполнять Его заповеди. Это сокровенное бытие действительно способно преображать нашу жизнь, менять её к лучшему — помогая и нам самим, и окружающим людям выбирать только доброе и останавливать тем самым зло, непрестанно творящееся в мире, но не способное всё же победить тех, кто выбрал сторону Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема