Первая в России мемориальная доска в память о женщине, была установлена в Петербурге в 1912-ом году на доме номер 16 по Ковенскому переулку. Здесь в самом начале 20-ого века жила Анна Философова. Деньги на памятный знак, посвящённый ей, собирали друзья Анны Павловны. И те, кому она помогала в нужде. А таких были сотни, тысячи.
Анна родилась в Перми, в дворянской семье Дягилевых, из которой вышло много известных людей, например, театральный деятель Сергей Дягилев. Замуж Анна вышла за Владимира Философова. В псковском имении Богдановском, которое принадлежало супругу, Анна и начала заниматься благотворительностью. Молодая женщина построила бесплатную школу для местных детей и стала её попечительницей. Каждое лето она устраивала для ребят литературные чтения, открыла народную библиотеку-читальню. В своём доме организовала амбулаторию. Приходившие сюда лечиться крестьяне получали лекарства даром. Деревенские жители называли Анну Павловну красным солнышком, сама же она писала, что только в Богдановском чувствует, что живёт не только для себя и своей семьи, а для народа и что здесь ей, по её словам, «как-то не совестно жить».
В поместье Философовы уезжали на лето, всё остальное время они жили в Петербурге. Там у Анны Павловны были две подруги — Мария Трубникова и Надежда Стасова. Все они состояли в кружке «На пользу русской женщины». И в 1861-ом году родился первый масштабный благотворительный проект этого кружка — «Общество дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». Философова стала бессменным председателем Общества, а существовало оно больше 15-ти лет. И если в начале снималось всего несколько квартир, в которых за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно селили бедняков, то уже через несколько лет Общество арендовало целые дома. При них работали швейная мастерская, прачечная, столовая, школа — словом, всё то, что облегчало жизнь работающим матерям. Ведь в домах этих в основном жили семьи, в которых не было кормильцев.
Десятки тысяч человек за годы работы Общества получили помощь от энергичных дам. И это касалось не только жилья. Анна Павловна организовала «Артель переводчиц и издательниц», чтобы дать возможность интеллигентным женщинам зарабатывать деньги. К тому же Философова открывала воскресные школы в Петербурге, организовала «Комитет грамотности», основала «Общество для поддержания падших женщин» и первый в России официальный женский союз — он назывался «Женское взаимно-благотворительное общество». А когда в 1873-ом году в самарской губернии случился голод, Анна Павловна стала во главе комитета по сбору пожертвований и помощи голодающему населению.
В те времена российским женщинам официально было запрещено учиться в высших учебных заведениях. Домашнее, начальное и среднее образование барышни получали, но многие мечтали о высшем. И в 1878-ом году случилось долгожданное событие. В Петербурге, на 10-ой линии Васильевского острова открылись женские Бестужевские курсы. Разрешения на их открытие Философова добивалась вместе со своими подругами. Ставшее знаменитым учебное заведение дало высшее образование десяти тысячам девушек.
К общественной и благотворительной деятельности Анны Павловны многие её современники относились негативно. Борьба Философовой за права женщин казалась блажью либеральной барыни. Сама же Анна Павловна говорила: «Я человек и гражданка, люблю своё Отечество и болею его болями». Анна Философова не только говорила. Она действовала.
Все выпуски программы Имена милосердия
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM
Норильск. Путешествие по городу
Норильск расположен на севере Красноярского края, за Полярным кругом — там, где полуостров Таймыр сливается с материком. Здесь царит арктический климат. Зима длится девять месяцев, и температура воздуха может опускаться до минус пятидесяти градусов. С конца ноября до середины января город погружается в сумрак полярной ночи, а с мая по август солнце не заходит за горизонт и светит круглые сутки. В начале семнадцатого века в этом суровом крае по приказу царя Бориса Годунова стали добывать медь. В районе вечной мерзлоты ставили литейные дворы, чтобы плавить ценный металл. В начале двадцатого столетия выяснилось, что здешние руды богаты также никелем, кОбальтом, серебром. В 1935 году в этих местах на реке Норилке был основан горнометаллургический комбинат. Его строили силами заключённых исправительно-трудового лагеря, специально открытого тут же. Среди узников было немало православных христиан, отбывавших наказание за веру в Бога. Многие из тех, кто выживал в суровых условиях, становились жителями Норильска — города, образованного вокруг металлургического завода. Именно эти подвижники создали здесь в середине двадцатого века православную общину. В 1989 году верующие построили в городе первую церковь и освятили её в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя ещё четверть века Норильск стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
Село Красногвардейское, Ставропольский край. Путешествие в историю
На северо-западе Ставропольского края, в живописной излучине реки Большой Егорлык раскинулось село Красногвардейское. Название его напоминает о том тревожном времени в первой половине двадцатого века, когда в России бушевала гражданская война. Красные войска, сражавшиеся за советскую власть, вытеснили тогда остатки царской белой гвардии из Ставрополья. Новые хозяева и дали селу имя. Изначально оно называлось Медвежье. Первые жители здесь появились в начале девятнадцатого века. В то время правительство создавало условия, чтобы люди из центральной России переселялись в предгорья Кавказа. В 1831 году царь Николай Первый лично посетил Ставрополье, чтобы проинспектировать, как идёт освоение земель. Побывал император и в селе Медвежьем. Его Величество помолился в храме Михаила Архангела, построенном в первые годы существования посёлка. К сожалению, это здание было разрушено в советское время. А вот две другие дореволюционные церкви сохранились до наших дней. Успенский храм стоит в центре села на улице Красной. Троицкий — в двух километрах, на противоположном берегу реки. В воскресные и праздничные дни они перекликаются колоколами, призывают жителей села Красногвардейского на богослужение.
Радио ВЕРА в селе Красногвардейском можно слушать на частоте 104,5 FM











