Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как научиться адекватно воспринимать мир и окружающих людей? Что необходимо для этого сделать? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 3-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме.

Глава 3.

12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;

16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Священное Писание Ветхого Завета рассказывает о том, что, когда Моисей спустился с горы Синай, где он получил заповеди от Бога, его лицо сияло неземным светом. Евреи не могли смотреть на него, настолько ослепительным было это сияние. А потому пророк специально накинул на свою голову покрывало, скрыв от соплеменников славу Божества. Люди просто были ещё не способны вместить такой высокий духовный опыт. Те заповеди, которые дал Господь Моисею, должны были постепенно приготовить их к этому.

Через призму этого образа Павел объясняет, почему его соплеменники не могут принять Христа, хотя, казалось бы, о нём прямо говорится в ветхозаветных пророчествах. Апостол поясняет: на их сердце лежит покрывало. А потому их ум ослеплён, погружён во тьму. Текст читают, а подлинный смысл не видят. В душе не отзывается. Не готова она ещё принять откровение о Христе.

Сказанное апостолом является универсальным законом духовной жизни человека. Сформулировать его можно следующим образом: наше восприятие окружающей действительности напрямую зависит от нашего духовного состояния. Чтобы не быть голословным, приведу пример, который будет всем понятен. Когда в школе по программе я должен был читать роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это превращалось для меня в смертельную муку. Для меня это была всего лишь детективная история с непонятными и скучными философскими отступлениями. Смысл текста был скрыт от моего ума, так как душа ещё не была готова к его восприятию. Прошло время. Многое довелось пережить. О многом задуматься. И вот тот же текст у меня в руках в 40 лет. Как же глубоко теперь отзывается каждая строчка романа Достоевского в сердце. «Будто с меня писали», — говоришь сам себе. Изменилось внутреннее состояние, изменилось восприятие. Мы воспринимаем мир через призму своего опыта.

Так и в духовной жизни. Радостно на душе, вокруг замечаю одни улыбки. На душе скверно — вижу вокруг себя одни заговоры и предательства. Как говорит Христос в Евангелии, «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». Тогда ключевой вопрос — а какое состояние необходимо для того, чтобы моё восприятие реальности было максимально адекватным? Для этого, согласно апостолу, недостаточно быть умным человеком. Ум — всего лишь инструмент нашего познания. Он помогает оперативно обрабатывать информацию. Бывает, что человек накачал мозги, он неплохо справляется с составлением разного рода статистик, но воспринимать мир адекватно не в состоянии. Его ум скользит по поверхности фактов, а внутрь проникнуть не может. Нередко поэтому он причиняет своим поведением боль людям. Он не видит истинные мотивы их поступков. Не чувствует их душу. И в своих словах и делах наносит им такой же ущерб, как если бы он был пьяный. Вроде бодрствует, рассуждает логично, а осознанности нет. Поэтому и говорит апостол, что для истинного восприятия самого себя и окружающей действительности необходимо сияние Духа Господня в сердце. Это те очки, через призму которых я могу видеть мир вокруг себя в подлинном свете.

Каждому из нас Дух Божий даётся в Крещении, словно маленькое семечко. Наша задача взрастить Его в себе. Как это сделать? Очень просто. Необходимо на ежедневной основе приучить себя к исполнению Евангельских заповедей. Суть их проста: наша жизнь должна превратиться в служение тем, кто нас окружает, и близким, и дальним. Именно для этого и установлены церковные таинства, в которых мы черпаем силы для этого служения. Двигаясь в этом направлении, мы постепенно собственными руками создаём благоприятные условия для того, чтобы Бог посетил нас. Мы прилагаем все усилия, чтобы изменить свои мысли, свои слова и поступки согласно тому образу, который дан нам в Евангелии, в ответ на это Дух раскрывается в нашем сердце всё больше и больше. Это происходит постепенно, не сразу. Чтобы яркий свет не ослепил нас. Однако благодаря именно этой работе то семечко Духа, которое дано нам в Крещении, прорастает, чтобы подарить нам новый взгляд на окружающий мир, людей и самих себя.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем