Среди песнопений, которые исполняются на богослужении в православных храмах, есть одно необычное песнопение, которое можно назвать своеобразной молитвой о певчих. Я хочу рассказать вам о великопостном светильне 7-го гласа, который начинается словами «Воздвигни мя, Господи, к Твоему песнопению». Светильны — это короткие молитвословия, которые поются на каждой вечерней службе, почти в самом её конце. В древности время исполнения этого вида песнопений приходилось на рассвет, когда небо начинало светлеть. Отсюда и такое красивое название — светилен.
Всего великопостных светильнов восемь в соответствии с церковной системой восьми гласов. Они меняются от недели к неделе и так и называются: светилен 1-го гласа, светилен 2-го гласа и так далее до восьми. За один Великий пост исполняется не более четырёх светильнов. При этом Великий пост может начаться с любого гласа, не обязательно с первого — всё зависит от того, на какие недели он приходится. Давайте попробуем разобраться, о чём светилен 7-го гласа, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первую часть великопостного светильна провозглашает чтец. По-русски начало светильна седьмого гласа звучит так: «Воздвигни меня, Господи, для пения Тебе, / и научи меня творить волю Твою, Святой». А вот как первая часть молитвы звучит по-церковнославянски: «Воздвигни мя, Господи, к Твоему песнопению, / и научи мя творити волю Твою, Святый».
Хор отвечает читающему припевом. Каждому дню недели соответствует свой особый припев. Например, в понедельник припев посвящён ангельским силам. По-русски он звучит так: «Предстательством Бесплотных Твоих, и спаси меня». Или по-церковнославянски «Предстательствы Безплотных Твоих, и спаси мя». Давайте послушаем великопостный светилен 7-го гласа с припевом понедельника:
Вот такое интересное песнопение, выражаясь математическим языком, с двумя переменными. Из всех великопостных светильнов именно светилен седьмого гласа содержит в себе молитву о прославлении Господа через пение. Потому эти слова и запомнилась мне. Ими я обращаюсь к Богу не только, когда пою в хоре, но и в любых жизненных обстоятельствах: «Воздвигни мя, Господи, к Твоему песнопению, и научи мя творити волю Твою, Святый!»
Давайте ещё раз послушаем великопостный светилен седьмого гласа в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов