
Среди песнопений, которые исполняются на богослужении в православных храмах, есть одно необычное песнопение, которое можно назвать своеобразной молитвой о певчих. Я хочу рассказать вам о великопостном светильне 7-го гласа, который начинается словами «Воздвигни мя, Господи, к Твоему песнопению». Светильны — это короткие молитвословия, которые поются на каждой вечерней службе, почти в самом её конце. В древности время исполнения этого вида песнопений приходилось на рассвет, когда небо начинало светлеть. Отсюда и такое красивое название — светилен.
Всего великопостных светильнов восемь в соответствии с церковной системой восьми гласов. Они меняются от недели к неделе и так и называются: светилен 1-го гласа, светилен 2-го гласа и так далее до восьми. За один Великий пост исполняется не более четырёх светильнов. При этом Великий пост может начаться с любого гласа, не обязательно с первого — всё зависит от того, на какие недели он приходится. Давайте попробуем разобраться, о чём светилен 7-го гласа, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первую часть великопостного светильна провозглашает чтец. По-русски начало светильна седьмого гласа звучит так: «Воздвигни меня, Господи, для пения Тебе, / и научи меня творить волю Твою, Святой». А вот как первая часть молитвы звучит по-церковнославянски: «Воздвигни мя, Господи, к Твоему песнопению, / и научи мя творити волю Твою, Святый».
Хор отвечает читающему припевом. Каждому дню недели соответствует свой особый припев. Например, в понедельник припев посвящён ангельским силам. По-русски он звучит так: «Предстательством Бесплотных Твоих, и спаси меня». Или по-церковнославянски «Предстательствы Безплотных Твоих, и спаси мя». Давайте послушаем великопостный светилен 7-го гласа с припевом понедельника:
Вот такое интересное песнопение, выражаясь математическим языком, с двумя переменными. Из всех великопостных светильнов именно светилен седьмого гласа содержит в себе молитву о прославлении Господа через пение. Потому эти слова и запомнилась мне. Ими я обращаюсь к Богу не только, когда пою в хоре, но и в любых жизненных обстоятельствах: «Воздвигни мя, Господи, к Твоему песнопению, и научи мя творити волю Твою, Святый!»
Давайте ещё раз послушаем великопостный светилен седьмого гласа в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема