Земляничная поляна - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Земляничная поляна

Земляничная поляна
Поделиться Поделиться

«Земляничная поляна», студия: Svensk Filmindustri (SF) AB, режиссёр: Ингмар Бергман

— А что, собственно, ты против меня имеешь?

— Ты хочешь, чтобы я говорила честно?

— Я же спрашиваю.

— Ты законченный эгоист. Ты неисправим, потому что в жизни никого не слышал, кроме себя. Ты скрываешься за собственной старостью и усталостью от жизни, но на самом деле ты просто эгоист.

Нешуточное обвинение услышал от невестки, жены своего сына, пожилой профессор медицины, доктор Исаак Борг. Впрочем, старик и сам признаёт, что добровольно и сознательно отгородился даже от самых близких людей, сведя общение с ними к формальности. Мёртв при жизни — такой диагноз ставит он сам себе. Сын Борга вынужден работать день и ночь, чтобы вернуть отцу деньги, которые когда-то у него занимал. Ведь профессор принципиально не хочет простить ему этот долг, несмотря на то, что сам весьма обеспечен. Обо всём этом невестка без обиняков напоминает Боргу по дороге в город Лунд, куда они вместе отправились из дома на машине. В Лунде Боргу должны вручить высокую профессиональную награду. В аэропорту его будет встречать сын. Он не знает, что отец внезапно изменил свои планы и едет на автомобиле — Борг даже не позаботился предупредить сына. Вот так всё непросто в картине шведского режиссёра Ингмара Бергмана «Земляничная поляна». Диалог из этого фильма мы с вами только что услышали.

Лента вышла на экраны в 1957-году и собрала самые престижные кинематографические награды. Фильм стал лауреатом премий «Оскар» и «Золотой глобус», а также завоевал статуэтку «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского международного кинофестиваля. В одном из интервью Ингмар Бергман, который является не только режиссёром, но и автором сценария картины, поделился историей о том, как возникла её идея. Однажды по пути из Стокгольма, Бергман заехал в Упсалу — городок, где он родился и вырос. Гуляя по улицам, он остановился возле старого дома своей бабушки. «Я вдруг отчётливо увидел картины из своего детства и юности, — говорил Бергман. — Я смотрел на них, будто через распахнутую дверь, и прошлое с настоящим слились воедино, а время словно перестало существовать». Необычные ощущения, испытанные в городе детства, режиссёр захотел воплотить на экране. Тема исцеляющего душу путешествия в прошлое и одновременно — вглубь самого себя, стала основой фильма «Земляничная поляна».

По пути в Лунд главный герой кинокартины, старый профессор Борг, сворачивает с дороги, чтобы увидеть загородный дом, в котором он когда-то, очень давно, жил. Теперь дом заколочен и едва виден из-за высокой травы и деревьев. Невестка профессора идёт искупаться в реке. Борг остаётся ждать её на поляне, густо поросшей дикой земляникой. Его окружают видения прошлого, и сквозь них он начинает смотреть на себя теперешнего и на прожитую жизнь.

Ретроспектива, то есть обращение героя к своему прошлому, становится стержнем картины и тем самым инструментом, с помощью которого режиссёр Ингмар Бергман постепенно раскрывает его душу. И кажется, что в герое начинает что-то меняться. Он словно оживает. Особенно это становится заметно во второй части фильма, когда Борг и его невестка соглашаются подвезти до Лунда весёлую компанию молодёжи. Так, например, в одном из эпизодов профессор необыкновенным образом разрешает нешуточный спор попутчиков о существовании Бога и одновременно обозначает собственную позицию на этот счёт. В разгар конфликта он начинает читать один из псалмов царя и пророка Давида в художественном переложении известного шведского поэта Юхана Валлина. И вся компания невольно его подхватывает:

Где он, тот Друг, которого ищу я?

При свете дня я жду,

Но Он не выйдет вдруг,

И ночь Его шагов...

— И ночь Его шагов

— И ночь Его шагов

Мне не доносит стук.

— Но чувствует душа,

Хоть не увидеть взглядом,

— Что где-то есть Он рядом!

Любопытный факт — в этом же эпизоде один из героев читает стихотворение, которое на русский язык в фильме очень удачно перевели финальными строчками из произведения Иосифа Бродского «Сретенье»:

«Как некий светильник, в ту черную тьму

В которой дотоле ещё никому

Дорогу себе озарять не случалось

Светильник светил, и тропа расширялась».

Параллельно с путешествием героя в глубины собственной души нас ждёт и просто путешествие, в самом прямом смысле этого слова. Не зря «Земляничную поляну» называют классическим «роуд муви» — то есть, фильмом, действие которого разворачиваются в дороге. Не стану раскрывать всех деталей сюжета, чтобы не лишать зрителей возможности увидеть и пережить всё самим. Хочу лишь развенчать стереотип о том, что фильмы Бергмана якобы сложны для восприятия. Я бы так не сказал. «Земляничная поляна» сделана по всем законам динамичного, интересного кино, в котором нашлось место и приключениям, и комедийным персонажам. И эту форму Ингмар Бергман органично наполнил содержанием, которое глубоко и вместе с тем просто: осознай ошибки прошлого, проснись, открой глаза, посмотри вокруг. Сделать это никогда не поздно. И, может быть, твоя жизнь изменится. А вместе с ней изменятся и жизни тех, кто рядом с тобою — здесь и сейчас.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем