Луи Брайль — автор шрифта, предназначенного для незрячих и плохо видящих. В 1829 году он представил на рассмотрение совета Королевского института свою азбуку.
Луи родился в семье ремесленника, изготовлявшего конскую упряжь. Желая помочь как-то раз отцу, Луи повредил себе глаза и ослеп. Годы шли, и родители всерьез переживали за будущее Луи. Отец терпеливо выучил мальчика шитью изделий из кожи, чтобы Луи мог не бояться, что останется без куска хлеба.
Позднее Луи стал студентом Парижского королевского института. Брайль занялся изучением «ночной азбуки», разработанной капитаном артиллерии Шарлем Барбье. Далее он усовершенствовал азбуку, которая уже представляла собой набор комбинаций из шести рельефных точек, расположенных в две колонки. Шрифт позволял читать и писать так же быстро, как это делают зрячие люди. Азбука Брайля постепенно входила в обиход — стали печататься не только книги, но и газеты, и даже банковские извещения для слепых.
Что Луи Брайль считал самым важным в своей жизни?

В доме ремесленника Брайля из маленького французского городка Кувр уже несколько дней говорили шёпотом и старались передвигаться на цыпочках. Отцу и матери не хотелось лишний раз тревожить своего сына, трёхлетнего Луи. Ребёнок и так многое пережил. Умный и резвый не по годам, мальчик любил проводить время в отцовской мастерской. Брайль-старший работал шорником, изготавливал конскую упряжь. И вот, недоглядел: желая помочь отцу, маленький Луи взял шило и случайно поранил себе глаз. Началась инфекция, которая распространилась на оба глаза. Доктора помочь не смогли, и мальчик полностью ослеп. Он не понимал, почему не может видеть, лежал в своей кроватке и горько плакал.
Шли годы, Луи подрастал, и родители всерьёз переживали за его будущее. Жизнь слепого человека полна трудностей. Однако к радости отца и матери, Луи за несколько лет не просто смирился с новой для него действительностью, а изо всех сил стремился жить полноценной жизнью. Родители во всём его поддерживали. Отец терпеливо выучил мальчика шитью изделий из кожи — теперь Луи самостоятельно мастерил отличные башмаки и мог не бояться, что останется без куска хлеба. Заметив, что мальчику нравится музыка, мать пригласила для него учителя, и вскоре Луи овладел искусством игры на скрипке. Даже в школу он пошёл самую обыкновенную — в его родном Кувре она была одна. Местный преподаватель научил Луи читать, складывая деревянные палочки в буквы. Мальчик запоминал их наощупь.
Это было нелегко. Ненамного проще оказалась и существующая в то время азбука для слепых, которая представляла собою обычные буквы, выбитые на бумаге рельефным шрифтом. С этой методикой Брайль познакомился в Парижском королевском институте, куда поступил после окончания школы. Буквы были слишком большими для кончиков пальцев, читать быстро не получалось, писать тоже было неудобно. Тогда Луи Брайль задумался о том, чтобы создать собственную систему азбуки для слепых.
Первые шаги в этом направлении он сделал, когда ему было всего пятнадцать. Тогда Брайль занялся изучением «ночной азбуки», разработанной капитаном артиллерии Шаарлем Барбье для чтения военных донесений в тёмное время суток с помощью осязания. Это были особые комбинации выпуклых точек, наколотых на листе бумаги. Впрочем, очень скоро Луи понял, что и этот способ не совсем хорош: точек было слишком много, при этом отсутствовали знаки препинания и цифры. Но сам принцип Брайлю понравился. Нужно было лишь каким-то образом его модернизировать. Дни напролёт Луи проводил, накалывая иглой плотный лист бумаги. Даже на каникулах в родительском доме молодой человек ничем другим не занимался. Нужного результата удалось добиться через несколько лет. В 1829 году Луи Брайль представил на рассмотрение совета Королевского института свою азбуку для слепых. Она представляла собой набор комбинаций из шести рельефных точек, расположенных в две колонки. Шрифт позволял читать и писать так же быстро, как это делают зрячие люди. С его помощью можно было записывать ноты и даже решать математические задачи. В качестве эксперимента было решено напечатать шрифтом Брайля книгу «Краткая история Франции». Незрячие люди сразу же оценили изобретение по достоинству, заявив, что новый шрифт для слепых — удобный, простой и понятный. Азбука Брайля постепенно входила в обиход. С её помощью стали печататься не только книги, но и газеты, и даже банковские извещения для слепых.
Сам же Луи отнюдь не почивал на лаврах, а работал на износ. С помощью собственного изобретения Брайль преподавал таким же незрячим, как и он сам, алгебру, географию и музыку. По воскресеньям играл на органе в парижской церкви Святого Николая. И, вероятно, сделал бы ещё многое на благо слепых, если бы не внезапная болезнь. Брайля подкосил туберкулёз. Луи чувствовал, что времени у него остаётся немного, но не унывал. Жизнь была прожита не напрасно. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие надежды на лучшее», — сказал Луи Брайль перед смертью. Эту надежду он подарил миллионам людей во всём мире.
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 апреля. О подвиге Исаака Сирина, Италийского

Сегодня 25 апреля. День памяти Преподобного Исаака Сирина, Италийского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Исаак действительно происходил из Сирии, но его следует отличать от другого Исаака Сирина, великого духовного писателя, которого цитировал Достоевский в словах о милосердном сердце в романе «Братья Карамазовы». Исаак Сирийский появился в Италии, по-видимому спасаясь от гонения императора Анастасия, который поддерживал монофизитов и преследовал православных. Исаак жил отшельником. Однажды он пришел для молитвы в кафедральный собор города Сполето и, по образу трехдневного покоя Господа во гробе, пребывал в созерцательной молитве три дня и три ночи. Это был один из характерных видов молитвенного подвига сирийских подвижников. Лежачая молитва в форме креста во образ покоя мертвеца до сих пор сохраняется в православном монашеском постриге. Возмущенный алтарник хотел было изгнать Исаака из храма, но гнев свыше поразил его беснованием. Прислужник был исцелен лишь по милосердию святого. С этого момента вокруг святого стали собираться ученики. Так возникла подлинная лавра. Огромный монастырь тип монашества доселе неизвестный на православном христианском западе. Руины монашеских строений видны в окрестностях горы Монте-Лука в Италии. Пример святого Исаака учит нас не тревожить наших ближних в храме, не мешать их молитве и не поучать понапрасну. Следует избегать осуждения древних практик и правил, что практикуют благочестивые христиане и о которых мы просто не знаем. В чужой монастырь не ходят со своим уставом, и наоборот в своем храме или монастыре нельзя обижать тех, кто будучи гостем молится иначе. Любую человеческую ошибку и немощь Господь может обратить к своей славе.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О пророчестве Христа о Себе

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
О тайне домостроительства Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь Христос пророчествует о теле Церкви, которое Он созиждет Своим распятием и воскресением, и говорит о том, что ветхозаветная Церковь потеряет свое значение и фактически ее разрушение уже приведет к тому, что будет основана новозаветная Церковь, где это тело Церкви, уже есть тело Христово, в котором мы соединяемся со Христом и в Нём друг с другом. Здесь идет речь о тайне домостроительства Божественного, когда созидается Церковь как тот спасительный ковчег, в котором, собственно, и происходит спасение человека, человеческой души. Уже не только, как в последствии и первомученик Стефан говорил, что Господь в нерукотворенных храмах живет, и прежде всего, Господь, конечно, обитает во святых своих, и тело Церкви — это прежде всего, конечно, собрание верующих, где Он объединяет нас как Глава Церкви в этом теле, теле Церкви Своем. И именно об этом основании Церкви, именно уже Нового Завета, говорит Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О благодарении и хвале Богу

В 3-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть рассказ об исцелении хромого от рождения: «Вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».
О радости исцеления и благодарности Богу — священник Николай Дубинин.
Радостный ребенок, объятый счастьем, прыгает, скачет. И вот в Евангелии в Новом Завете мы встречаем такие удивительные места, где, получив исцеление, собственно, мы видим такое поведение у взрослых людей. Вот как сегодня мы слышим, хромой вскочил и буквально в припляску бегал и показывал своим всем видом, своим здоровьем, своими возможностями, а что с ним сотворил Господь. Это воистину исполнение слов пророка Исаии, что «вскочит храмы яка Елень». То есть благодать Божья, сила Божья может такое творить. И вот это состояние детской радости, безусловно, радости хотя бы однажды в жизни должно быть достоянием каждого верующего человека. В этот момент мы подлинное присутствие Божье ощущаем и закрываем глаза уже на все. На то, что о нас подумают, что скажут. Самое главное — ощутить это присутствие Бога в своей жизни и научиться благодарить Бога. То есть не просто этот человек вскочил и побежал, а он стопы свои исцеленные направил к Богу. Получив какой-то дар в своей жизни, получив просимое, мы должны направить свои стопы с радостью и благодарением к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема