Василий Васильевич Зверев работал на военных судах в качестве инженера-механика, был участником военных действий России в Китае и русско-японской войны.
В 1901 году в Китае вспыхнуло восстание националистов, в ходе которого было убито множество христиан. Россия принимала активное участие в подавлении этих беспорядков. На помощь в Поднебесную был выслан флот. В том числе — миноносец «Лейтенант Бурков», на котором служил Василий Васильевич. Работа механика военного судна была непростой, но Зверев безупречно справился со всеми задачами и в 1902 году был награждён серебряной медалью «За поход в Китай».
14 марта 1904 года Василий Васильевич Зверев, уже старший инженер-механик миноносца «Сильный», погиб у берегов Порт-Артура, закрыв пробоину в паровом котле корабля собственным телом.
Какое стихотворение посвятил известный поэт, капитан Вольдемар Линде, памяти Василия Васильевича?

Русский город Муром издревле славился героями, которые в трудную минуту вставали на защиту своей Отчизны. Таким, например, был былинный богатырь Илья Муромец, воевода дружины князя Владимира. Другой муромец — Василий Васильевич Зверев родился на семь веков позже своего прославленного земляка, в середине 19-го столетия. Был он не богатырём, а самым обычным человеком, сыном муромского купца. Отец предполагал, что Василий, как и он, пойдёт по торговой части. Но юноша к коммерции оказался равнодушен. Зато очень любил механизмы и хотел знать, как они устроены. Ещё мальчишкой мог разобрать часы или барометр, а потом снова собрать — безо всяких лишних деталей. Видя такую склонность сына, родители отдали его в кронштадтское Техническое училище
Учебное заведение принадлежало Морскому ведомству и готовило кадры для российского военного флота. Вместе со Зверевым там учился будущий контр-адмирал Дмитрий Никитин, ставший впоследствии известным писателем-мемуаристом. В одном из своих произведений Никитин вспоминал, что Василия Васильевича все очень любили за добродушие и незлобие, за готовность прийти на помощь. Ещё до выхода в море ему не раз приходилось, так сказать, спасать утопающих — подтягивать перед экзаменами отстающих однокурсников по разным предметам. Сам Василий учился блестяще. В 1888 году он выпустился и был произведён в звание младшего инженера-механика.
В 1901 году в Китае вспыхнуло восстание националистов. Тогда ими было убито множество христиан. Россия принимала активное участие в подавлении этих беспорядков. На помощь в Поднебесную был выслан флот. В том числе — миноносец «Лейтенант Бурков», на котором в то время служил Василий Васильевич Зверев. Работа механика военного судна была непростой. Нужно было не только выполнять команды капитана, но и самому объективно оценивать ситуацию, и быстро производить необходимые расчёты, чтобы с максимальной отдачей задействовать механизмы и возможности корабля. Зверев безупречно справлялся со всеми этими задачами. В 1902 году он был награждён серебряной медалью «За поход в Китай».
А ещё через два года, в 1904-м, началась Русско-Японская война. Незадолго до этого Василий Васильевич получил новое назначение на миноносец «Сильный». Ночью 14 марта «Сильный» дежурил рядом с полуостровом Тигриный Хвост у берегов Порт-Артура. Внезапно показались японские брандеры — четыре парохода-камикадзе, напичканные взрывчатым веществом. Враг планировал взорвать и затопить их в бухте, чтобы таким образом заблокировать русские корабли. «Сильный» открыл огонь. Японские брандеры затонули на безопасном для нашего флота расстоянии. Но следом за ними из завесы утреннего тумана показались вражеские миноносцы. «Сильному» пришлось в одиночку вести бой сразу с шестью кораблями! Вскоре один из вражеских снарядов попал в русский миноносец и повредил паровой котёл. Корабль начал стремительно терять ход. Подкрепление уже шло, и «Сильному» требовалось продержаться ещё совсем немного. Старший инженер-механик Василий Зверев спустился в машинное отделение. Оно было заполнено раскалённым паром. Пробоину в котле нужно было срочно чем-то закрыть, чтобы восстановить скорость корабля. Неподалёку Зверев увидел соломенный матрас. Задыхаясь, он попробовал перекрыть им дыру в котле. Но струя горячего пара тут же отбросила матрас, словно пушинку. Миноносец тем временем совсем остановился. Для вражеских кораблей он стал идеальной мишенью. Мысль, словно молния, пронеслась в голове Зверева. В следующее мгновение механик бросился к пышущей жаром пробоине и закрыл её... своим собственным телом. Корабль начал набирать ход. В тот самый момент, наконец, подоспело подкрепление. «Сильный» на малом ходу, окутанный клубами пара, смог вернуться в Порт-Артур. Миноносец удалось сохранить, и вражеская атака была отражена. Для этого Василий Васильевич Зверев пожертвовал собственной жизнью.
На следующий день о подвиге инженера-механика писали все русские и иностранные газеты. «Герой России» — так называли Зверева. Известный военный поэт, капитан Вольдемар Линдер, написал стихотворение, посвящённое памяти Василия Васильевича: «Вдали от родины главу склонил ты долу. \ Ты умер на посту, как верный часовой, \ Ты отдал жизнь свою, как присягал, престолу! \ Мы память вечную поем тебе, герой!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Илларион Прянишников. «Крестный ход»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Не может быть! Это же наша речка Луза! Ну надо же, приехала в Петербург, в Русский музей — а тут пейзаж из Кировской области! Вот это да! Ох, простите, я, наверное, слишком громко выражаю свою радость.
— Похоже, Вы увидели знакомые места на картине?
— Да, этот изгиб реки и крутой бережок, на котором стоит наш, сейчас увы полуразрушенный, храм Покрова на Лузе 18-го века — невозможно спутать ни с чем.
— Эту замечательную работу написал в 1893 году художник Илларион Прянишников. Называется она «Крестный ход». На ней изображено многолюдное праздничное шествие из Покровского храма. С молитвами и радостью на лицах, люди совершают Крестный ход.
— Моя прабабушка родом из этого места — села Покровский погост. Она рассказывала о том, что Крестный ход совершали ежегодно в субботу девятой недели после Пасхи в память местночтимой иконы Богородицы. Молящиеся и духовенство выходили из Покровского храма, спускались к берегу реки, затем на лодках небольшими группами пересекали её и несли икону Крестным ходом в Лальский Михайло-Архангельский монастырь.
— А вы случайно не знаете, далеко от Покровского храма до монастыря?
— Около восьми километров. Говорят, шествия были торжественными. Сияли на солнце позолоченные кресты и оклады икон, прихожане надевали лучшие наряды...
— Это хорошо видно на картине Иллариона Прянишникова. Люди изображены разные — крестьяне, и знатные, молодые, и пожилые, супружеские пары, матери с детьми... Одеты опрятно, не буднично — женщины в белых и красных платочках, кружевных воротничках, мужчины в светлых рубашках... И написаны все они таким образом, что возникает ощущение реального движения людей.
— Но как художник смог добиться такого эффекта?
— С помощью перспективы. На переднем плане картины фигуры людей мы видим крупно, чётко. Они будто стоят рядом с нами. Но ближе к центру изображения план резко меняется — фигуры всё мельче, мельче... Такая резкая смена плана и создаёт впечатление движения на картине.
— Да не просто движения, а радостного, праздничного! Жаль, что сейчас уже эти крестные ходы не совершаются, потому что храм находится в запустении. Да и села Покровский погост уже нет. Последние жители покинули его в конце пятидесятых годов прошлого века. А я живу недалеко от этого места — в городе Лальске.
— В каком прекрасном месте вы живёте! Я бывала когда-то в ваших краях. Живописные изгибы реки Лузы, зелёные луга... Всё это так искусно изобразил художник Илларион Прянишников на своей картине «Крестный ход». И кстати, это его последняя работа. Он скончался, не успев её завершить.
— Зато успел запечатлеть важный момент истории моего родного края.
— А ведь среди лиц, написанных художником, возможно, есть и ваши родные!
— Да, точно! И благодаря этой картине я могу мысленно присоединиться к благодатной традиции моих предков из села Покровский погост. И вместе с ними, с молитвой пройти по родным местам! Ну что ж, рада была пообщаться с вами!
— Хорошо, что мы встретились с вами здесь, в Русском музее!
— Да! Вы мне рассказали о картине Иллариона Прянишникова «Крестный ход», а я вам провела, можно сказать, небольшую экскурсию по моему родному краю. Да и для себя открыла сегодня что-то очень-очень важное.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Аполлинарий Васнецов. «Наш дом. Рябово»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Как мне нравится, Маргарита Константиновна, у вас в гостях! Пить чай, рассматривать альбомы с репродукциями разных художников... У Васнецова, например, посмотрите, какие картины светлые, вдохновляющие!
— Альбом с работами Аполлинария Васнецова, который ты сейчас изучаешь, — мой любимый из тех, что я приобрела за последнее время. Эта серия из девяти акварелей художника называется «Моя Родина». Какая из репродукций тебе нравится больше всего?
— Пожалуй, вот эта — «Наш дом. Рябово». Среди заснеженных деревьев изображена большая деревенская усадьба. Наверное, художник жил в ней?
— Да, Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в этом доме в селе Рябово Вятской губернии в 1856 году (сейчас это Кировская область). Здесь прошли детские годы художника и его братьев: Николая, Виктора (который тоже стал известным художником), Петра, Аркадия и Александра. Братья рано осиротели, разлетелись из родительского гнезда кто куда... Но каждый из них с огромной нежностью и любовью вспоминал отчий дом.
— Так вот почему картина «Наш дом. Рябово» вызывает так много добрых чувств!
— Художник вложил в неё свою любовь к родному краю, к матери и отцу, потомственному священнику. Вот посмотри, что написано на странице альбома под самой картиной. Это воспоминания Аполлинария Михайловича: «Любовь к природе... была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям...
— ...Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Вечное, сердечное спасибо отцу». Маргарита Константиновна, чувствуется, что Аполлинарий Васнецов был человеком большого сердца...
— Да, Настенька. Любовь отца и матери, дружба с братьями, добрые воспоминания о доме, в котором он родился и вырос, всю жизнь были для художника огромной поддержкой. Особенно в период революционных потрясений, которые коснулись всего русского народа. Васнецов тяжело переживал эти годы. После революции, с 1918 по 1924 год, он и написал серию акварелей «Моя Родина». В работе над ней, да и вообще в творчестве, художник находил вдохновение и радость жизни.
— Этой радостью и делится с нами Аполлинарий Васнецов в своей картине «Наш дом. Рябово». Я чувствую любовь и нежность, когда смотрю на неё. Краски здесь такие тёплые, согревающие. Хотя изображён зимний пейзаж! Акварель буквально пронизана солнцем! Как художнику удалось нарисовать свет?
— Изображать освещённое пространство — большое искусство! Васнецов делает это с помощью тёплых оттенков: золотистых, розовых и жемчужных. Художник заполняет ими все объекты на картине: небо, усадебный дом, снежные покровы, заснеженные кроны деревьев...
— И даже повозка, запряжённая лошадью, и крестьянин, который, сняв шапку, вышел её встречать — всё написано в тёплых розовых тонах.
— Таким образом художник создаёт прозрачную, наполненную воздухом и предзакатным светом атмосферу тихого уютного вечера в родном селе. Мастер тщательно, с помощью карандаша, прописывает детали любимого с детства пейзажа. И благодаря этому мы чувствуем, как дорого для Васнецова это изображение. Каждая веточка на огромном дереве, каждый уголок фасада отчего дома, каждый солнечный блик в его окнах.
— Ах как бы хотелось побывать в родных местах Васнецова, побольше узнать о нём, посмотреть его работы в музеях...
— Зови с собой родителей — и съездите как-нибудь в родное село Васнецовых Рябово в Кировской области. Вы сможете побывать в его доме — сейчас там находится музей-усадьба Васнецовых.
— Было бы чудесно! Как раз скоро каникулы!
— Ну а сейчас давай допьём чай — и вместе сходим в Третьяковскую галерею, чтобы воочию увидеть картину «Наш дом. Рябово» и другие работы замечательного художника Аполлинария Васнецова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Забота и контроль в семье». Александр и Евгения Ульевы

У нас в гостях были супруги, родители восьми детей Александр и Евгения Ульевы.
Поговорим о том, как забота о ребенке может перерасти в чрезмерный контроль, когда ребенка стоит ограничивать, а когда предоставлять свободу и как в отношениях родителей и детей может помогать доверие Богу.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер