
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Когда я оказался на Афоне в первый раз, это произошло на Страстной седмице — на неделе перед Пасхой. Домой я должен был уезжать уже после Пасхального воскресенья — во вторник. Благодаря такому стечению обстоятельств мне удалось поучаствовать в удивительно радостном обычае, который совершается на Афоне ежегодно — в понедельник после Пасхи. Обычай этот связан с почитанием иконы Божией Матери «Достойно есть». Икона «Достойно есть» вот уже много веков хранится в главном храме Афона — так называемой Протатской церкви. Ежегодно в понедельник после Пасхи икону берут с горнего места этого храма и торжественно несут во главе многолюдного крестного хода.
«Достойно есть» самая почитаемая и самая известная икона Богоматери. Историю ее прославления, кроме как чудесной, и не назовешь. В десятом веке на Афоне, недалеко от его столицы — Кареи, жил один старец. Рядом с ним жил молодой послушник. Как-то раз, накануне праздника Успения Богородицы, старец отправился на ночное богослужение в Карею; послушник же остался стеречь его келью, получив от старца указание совершить богослужение дома. И вот наступила ночь — юноша хотел было начать службу, но вдруг услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого, по закону афонского гостеприимства, впустил в келью. Вместе с пришедшим он и стал совершать богослужение перед безымянной иконой Богородицы.
И вот наступило время совершить молитву в честь Богоматери. Послушник и монах встали перед иконой и начали петь традиционное для Афона песнопение: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу, Тя величаем». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего“ — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим...“».
Послушнику очень понравилась молитва, которую произнес незнакомец. Он стал просить гостя записать ее, чтобы впоследствии выучить наизусть. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, смягчился под пальцем гостя. Начертав таким образом молитву, он подал его послушнику и, назвав себя архангелом Гавриилом, мгновенно исчез. С этого самого момента в православном богослужении появилось песнопение «Достойно есть», которое поется теперь постоянно. Икона, перед которой молился послушник вместе с архангелом, также получила именование «Достойно есть». Ее торжественно перенесли в Протатский храм, где она теперь и хранится.
На следующий день после Пасхи икону выносят из Протата и во главе крестного хода несут по окрестностям Кареи. В крестном ходе принимают участие представители всех двадцати афонских монастырей. Процессия движется строго в соответствии с уставом 16 века и заходит почти во все соседствующие с Кареей монастыри и скиты. При каждой остановке служится молебен в честь Богородицы, люди могут поклониться иконе. В соответствии с принципами афонского гостеприимства каждый монастырь или скит, принимающий икону, готовит угощение для участников крестного хода. Накрываются огромные столы с различными лакомствами, кофе и минеральной водой. Сужу по личному опыту, от этого радость от крестного хода и наступившей Пасхи только усиливается.
Все выпуски программы Вселенная православия
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!