
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Среди пятнадцати Православных Церквей, существующих сегодня в мире, есть одна, официальным языком которой является арабский. Церковь эта именуется Антиохийской — в честь древнего города Антиохия. В настоящее время Антиохия представляет собой небольшой город, называется Антакьей и находится на территории Турции. В древности же Антиохия была крупным христианским центром. Именно здесь последователи Спасителя впервые стали называть себя христианами.
В восьмом веке Антиохия оказалась в эпицентре мусульманского нашествия, но не исчезла, а, наоборот, продолжила осуществлять христианскую миссию среди арабов и прочих народностей Ближнего востока. Если вы приедете в Ливан или Сирию и посетите православное богослужение в храме Антиохийской Церкви, то сможете слышать слова и выражения, свойственные, казалось бы, совсем иной религии: «Аллах», «Аллах акбар!» Причем, нельзя делать вывод, что Антиохийская Церковь поддалась влиянию ислама и переняла традиционные для мусульман формы обращения к Богу.
Для христиан ближневосточного региона обращаться к Богу — Аллах — привычно ничуть не меньше, чем мусульманам. Более того, можно смело утверждать, что именно у древних арабов-христиан последователи Магомета позаимствовали привычные для себя религиозные формулировки. Слово «Аллах» имеет семитские корни и произошло, скорее всего, от еврейского «Элои» и «Элохим». Так в первой книге Библии, книге Бытия, именуется Господь. «Берешит бара Элохим» («В начале сотворил Бог...») Церковнославянское Евангелие также сохранило это древнее еврейское именование Бога. Распятый на кресте Христос, обращаясь к Богу Отцу, восклицает: «Или, Или, лама савахфани!» Или по-русски: «Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?»
До появления ислама «Элои» или «Аллах» было совершенно привычным для христиан Палестины и Ближнего востока в целом именованием Бога. Мусульмане же просто не стали его менять и также стали называть Господа Аллахом. Совместное использование слова Аллах жителей Ближнего востока, что христиан, что мусульман, не смущает.
В отличие от иной страны — Малайзии. Несколько лет назад в Малайзии, где большинство граждан мусульмане, разгорелся скандал. Последователи Мухаммеда решили в суде запретить местным христианам именовать Бога Аллахом, хотя иного слова в малазийском языке для этого нет. Ситуация разрешилась для христиан благополучно. Они отстояли свое право обращаться к Богу Аллах, а для усиления своих позиций даже ввели новое неприемлемое для мусульман обращение — «Аллах Иса акбар!» («Велик Господь Иисус!») Мусульмане Иисуса Христа Богом не считают, а малазийские христиане, сознательно изменив устоявшуюся фразу «Аллах акбар», указали на свою веру в Божественное достоинство Спасителя.
Все выпуски программы Вселенная православия
15 мая. О трудах Ильи Мечникова

Сегодня 15 мая. В этот день в 1845 году родился биолог Илья Мечников.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Илья Ильич — пример жертвенного служения нового направления науки. Это служение выразилось в открытиях, сделанных в области эмбриологии. Он считается отцом теории врожденного иммунитета. Он один из первых иммунологов. Илья Ильич, потеряв первую супругу, она болела туберкулезом, посвящает всю свою жизнь борьбе с инфекциями. Он создатель первой в России бактериологической станции. Илья Ильич строил теорию о здоровом образе жизни, о продлении человеческой жизни по части соматики, почему его и называют отцом геронтологии. Думаю, что нашим радиослушателям интересно познакомиться с этим представителем древней династии Мечниковых. И что мы можем от него позаимствовать? Целеустремленность, жертвенность, преданность науке во имя здоровья человечества, умение преодолевать личную трагедию, частное горе, сознавая себя нужным, востребованным для служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О творчестве Данте Алигьери

Сегодня 15 мая. В этот день в 1265 году родился итальянский поэт и богослов Данте Алигьери.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Данте Алигьери — великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Его трактаты «Пир», «О народной речи», «Послания» стали первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке. В 1292 году Данте написал поэму «Новая жизнь», ставшую автобиографическим произведением. Юношеская любовь к Беатриче Портинари и внезапная смерть возлюбленной оставили глубокую рану в сердце поэта. Этим воспоминанием пронизана лирика Данте в течение всей его жизни. Вершиной творческого пути Данте стала поэма «Божественная комедия», созданная им в период с 1306 по 1321 годы. Изначально свое сочинение поэт назвал просто «комедия», а эпитет «Божественная» был добавлен в 1360 году Джованни Боккаччо, первым биографом Алигьери. «Божественную комедию» можно назвать средневековой энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. Поэма делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Российский поэт Осип Мандельштам говорил, что для чтения комедии следует запастись парой башмаков с гвоздями. Так он предупреждал читателя о том, сколько душевных сил нужно затратить, чтобы пройти вслед за Данте и попытаться понять смысл этого произведения. Творчество Данте Алигьери до наших дней остается источником вдохновения для поэтов, скульпторов, музыкантов, художников.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 26 зач., X, 34-43.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли судьба? И кто ответственен за происходящее в жизни человека? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Только что прозвучавшая речь апостола Петра адресована сотнику Корнилию, римскому воину, язычнику, который изъявил желание принять христианское Крещение. Рассказывая о том, что Бог сделал для человечества, апостол затрагивает очень любопытную тему — тему предопределения. По его словам, Христос после воскресения явился не всем, но только тем, которых Бог избрал заранее. На основании этих слов некоторые богословы приходили к мысли, что участь человека зависит исключительно от Божественного предопределения. Быть человеку верующим или неверующим, спастись ему или погибнуть — решено заранее. И ничего с этим решением поделать нельзя. Оно божественно. Согласитесь, звучит весьма фатально. А собственный опыт неудачных попыток привести близких к Богу или справиться с собственными недостатками ещё и подливает масла в огонь. «Такая судьба», — вздыхаем мы. От подобного богословия опускаются руки.
Однако мы должны помнить, что перед нами лишь фрагмент речи Петра. Да и сама эта речь целиком вплетена в контекст Нового Завета, а если ещё шире, то в контекст жизни раннехристианской Церкви. И здесь мы находим великолепные пояснения мысли Петра. Да, Божественное предопределение есть. Но абсолютно всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Апостол Павел в послании к Тимофею выражает эту идею предельно ясно: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Другими словами, для каждого из нас зарезервировано место за праздничной трапезой на приёме у Бога. И абсолютно каждому выслан пригласительный билет. И Пётр говорит сегодня об этом: сначала Бог «послал сынам Израилевым слово». А после этого Его приглашение вышло за пределы Израильского народа. Как опять же говорит Пётр, «Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых». Более того, в одном из посланий апостола Петра мы слышим совсем универсальную идею. Бог пригласил в Своё Царство не только тех, кто жил и умер после рождения Христа, но и тех, кто умер от самого начала мира. Спаситель сошёл во ад и проповедовал там.
Получается, предызбраны абсолютно все. Но проблема в том, что не все готовы принять приглашение Господа. Этому могут мешать не только наши предрассудки и предубеждения. Порой мы так погружены в суету земной жизни, так сосредоточены на устройстве своего быта, что не находим время остановиться, сесть и вникнуть в слова Евангелия. И даже когда мы услышали эти слова, когда поразмыслили над ними, мы нередко боимся воплотить их в жизнь. Нас держит страх изменений. Ведь придётся отказываться от многого, что занимало в нашем сердце место Творца. Придётся совершать новые действия, понуждать себя думать новые мысли, испытывать новые чувства. А потому и лежит приглашение к новой жизни в почтовом ящике годами просто потому, что у нас нет готовности.
Итак, предопределение ко спасению похоже на монетку. С одной стороны, это дело Божие. С другой — человеческое. Бог выполнил свою работу на сто процентов. Теперь наш черёд. И если мы хотим оказаться в числе предъизбранных, нам необходимо найти в себе решимость просто перестроить свою жизнь согласно заповедям Евангелия. Во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и стараться оказывать милость, любовь и снисхождение тем людям, которых мы встречаем сегодня на своём жизненном пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов