В акушерском отделении больницы города Плёса у крестьянки Горьковой родилась дочка. Она была первым ребёнком, появившемся здесь на свет — больница открылась совсем недавно. Женщина сидела на кровати, укачивая младенца, и почему-то вздыхала. Соседки по палате посмеивались:
— Ну что, подруга, ускакал твой конь? Парня надо было рожать!
А дело было вот в чём. Накануне в родильную палату заглянул сам Григорий Климентьевич Горбунов — известный и очень богатый купец и фабрикант. Эту больницу он построил на собственные деньги. Рассчитана она была, прежде всего, на крестьян, простолюдинов и бедняков, которые могли лечиться в ней бесплатно. Так вот, узнав о том, что крестьянка Горькова будет первой роженицей в построенной им больнице, Горбунов обрадовался, и пообещал:
— Родишь мужика — коня ему подарю!
На следующий день Горькова родила девочку... Поэтому теперь и вздыхала так задумчиво: да уж, правда-истина, ускакал конь...
В палату заглянула сиделка, и взволнованно проговорила:
— Тут Григорий Климентьевич... Поздравить желают.
В дверях показался высокий, седобородый мужчина. Он подошёл к Горьковой, поставил на столик возле её кровати корзину с гостинцами, и сказал:
— Дочку родила! Хвалю! Ну, конь-то ей не нужен, а вот дом — пригодится. Я уже распорядился, сегодня мужу твоему лес и всё необходимое привезут. Стройтесь на здоровье!
Что-что, а подарки Григорий Климентьевич Горбунов делать любил. И не важно, были ли это строительные материалы для крестьянского дома, или полностью оснащённый больничный комплекс, обошедшийся фабриканту в шестьдесят семь с лишним тысяч рублей, при том, что муниципальный годовой бюджет Плёса тогда, в конце девятнадцатого-начале двадцатого века, еле дотягивал до пятнадцати тысяч. В округе его знали как доброго, душевного и очень щедрого человека.
Однажды на заседании городской Думы кто-то робко озвучил идею прокладки в Плёсе водопровода. Но какой водопровод, когда бюджетных денег не хватает на самое необходимое — подновить тротуары, отремонтировать мосты... Горбунов, присутствовавший на этом заседании, как представитель от купечества, решительно заявил, что окажет всяческую финансовую поддержку строительству водопровода, и с тротуарами и мостами тоже разберётся.
И слово своё он сдержал. В тысяча девятьсот десятом году водопровод в Плёсе заработал. Построил Григорий Климентьевич и каменный мост через реку Шохонку, помог замостить улицы и укрепить берега протекающей через город Волги. А на Соборной горе поставил памятник основателю Плёса — Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу.
Горбунов щедро жертвовал на нужды Церкви, и на собственные средства возвёл несколько храмов в Костромской губернии. Выстроил Горбунов церковь и в своём имении Миловка, которое он приобрёл в полуразрушенном состоянии и буквально за год полностью преобразил.
...А потом наступил 1917 год. У Горбунова отобрали всё — и фабрики, и так полюбившуюся его сердцу Миловку. В имении разместили сельхозтехникум, а престарелого уже Григория Климентьевича обязали... подметать улицы. Жители Плёса, возмущённые такой несправедливостью по отношению к человеку, столько сделавшему для города, писали в Горсовет, умоляя освободить Горбунова от этой работы. Но сам Григорий Климентьевич не роптал — он принимал произошедшее как испытание, посланное ему Богом.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер