
Время близилось к полудню, когда из-за горизонта на Ставрополь стали наползать свинцовые, почти чёрные тучи. «Гроза собирается», — крестясь, беспокойно говорили горожане, и закрывали распахнутые с утра окна домов, а не на шутку разыгравшийся ветер так и норовил выхватить тяжёлые ставни у них из рук. Все спешили скрыться от надвигающейся непогоды. Все, кроме водовозов — они, наоборот, выводили свои телеги на улицы. Ненастью они радовались: в такие дни за ведро воды, привезённой в город из Карабинского родника, требовали с покупателей гривенник, а то и больше — за неудобство проезда по размокшей от дождя колее. Да и в погожие деньки, когда ничто не мешало водовозам отмахать три вёрсты туда и обратно, цена снижалась не намного.
Даже вполне состоятельным людям это серьёзно било по карману, что уж говорить о городской бедноте! Но выручка у водовозов оставалась стабильной, ибо горожанам деваться было попросту некуда. Водопровода в городе нет, а воду из речки, носящей красноречивое название Мутнянка, местные медики употреблять настоятельно не советовали. И неизвестно, сколько бы ещё так продолжалось, ели бы в один прекрасный день в Ставрополь из Тифлиса не приехал купец первой гильдии Гавриил Иванович Тамамашев.
Его появление сразу же заинтриговало городскую общественность. Почётный гражданин Тифлиса, где, по слухам, у него не дом, а целый дворец. Говорят, он подарил Тифлисской библиотеке своё огромное собрание редких и очень дорогих книг...
Очень скоро Гавриил Иванович сделал дорогой подарок и Ставрополю, который он с самого начала воспринимал как родной город, и быстро вошёл в курс его проблем. В тысяча восемьсот тридцать девятом году Тамамашев уведомил городскую Думу о том, что хочет строить в Ставрополе водопровод — целиком и полностью за собственный счёт. Дума, разумеется, возражать не стала.
Работы продвигались успешно. Гавриил Иванович заказал для водопроводной системы самые лучшие керамические трубы, которые на три версты протянулись от родника до города.
И вот, наконец, тринадцатого ноября тысяча восемьсот сорокового года ставропольский водопровод был пущен! Жители города ликовали, собравшись возле бассейна у Крепостной горы, куда поступала чистая, пригодная для питья родниковая вода. Её можно было набирать в любое время суток и совершенно бесплатно! Правда, за сбор воды из колонок, расположенных по пути следования водопровода, плата взималась, но она была просто пустяковой — копейка за ведро, а с бедняков и вовсе ничего не брали. Это было единственное жёсткое условие, которое Гавриил Тамамашев поставил перед городскими властями, взявшись за строительство, которое обошлось ему в сорок пять тысяч рублей.
С помощью Гавриила Ивановича в Ставрополе был открыт и крупнейший на Кавказе военный госпиталь. В строительство трёх его каменных корпусов купец вложил немало личных средств, а домовую церковь во имя образа Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» возвёл за собственный счёт.
Тамамашев не скупился на заботу о храмах. Свои пожертвования Церкви, он, как христианин, конечно, стремился не афишировать, однако известно, что Гавриил Иванович оказал значительную поддержку строительству ставропольского Варваринского храма и Иоанно-Мариинского женского монастыря.
Из города Тамамашев уезжал Почётным гражданином. Так Ставрополь отблагодарил щедрого купца за его доброту, и до сих пор о нём не забывает.
Все выпуски программы Имена милосердия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема