Еф., 230 зач., V, 20-26.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди смотрят на христианские представления о браке с подозрением. Особенно женщины. Им кажется, что в итоге речь идёт о подчинении мужу или чём-то подобном. Но так ли это на самом деле? На данный вопрос отвечает апостол Павел в отрывке из 5-й главы послания к Ефесянам. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
«Ну вот, мы сами слышали «жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», — скажут женщины и с ещё большей опаской будут думать о том, чтобы вступить в брак с верующим мужчиной. «Ну вот, мы сами слышали», — скажут православные мужья и пойдут к жёнам с ожиданием от них полного повиновения.
Но что на самом деле имел в виду апостол Павел? Давайте разбираться.
Если кто-нибудь думает, что во времена апостола Павла у всех народов, которые жили на территории Римской империи, было одинаковое восприятие прав и свобод женщин, тот, несомненно, ошибается. Конечно, общество в целом было патриархальным и тем более общество иудейское, в культурных традициях которого выросли апостолы. Однако в римском обществе того времени женщины обладали многими правами и в браке были скорее спутницами мужчин, чем их подчинёнными. Впрочем, главное, конечно, не это, а то, что апостол Павел как никто другой подчёркивал, что в Церкви все отношения меняются: господа и рабы, мужчины и женщины, иудеи и язычники призваны посмотреть друг на друга через призму благой вести.
Большинство нравственных и духовных советов апостола обращены как к мужчинам, так и к женщинам, потому что от них, ожидается одинаковое исполнение заповедей, ведь они имеют одну надежду и стремятся к одной цели. Именно поэтому сегодняшнее чтение начинается не с предписаний мужчинам или женщинам, но с общего для них призыва: благодарить всегда и за всё Бога-Отца и Господа Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Люди редко бывают довольны своим положением. Или родился не там, или не в то время, или не в той семье... Но апостол прекрасно понимает, что человек должен думать не о том, как могло бы быть, а о тех перспективах, которые Бог открывает перед ним в его положении. Впрочем, что же это за положение, если дальше апостол призывает учеников повиноваться друг другу. Повиноваться! Ну и перспектива! Однако апостол употребляет слово, которое можно перевести как «подчиняться, ставить на второе место». Только не в смысле уничижения, а в смысле служения другому. Как об этом и говорил Христос: «Если кто хочет быть среди вас первым, да будет всем слуга». Под подчинением себя всем апостол никак не имеет в виду бесконечное выполнение просьб и требований и указаний других, ведь они могут быть самого разного качества: эгоистичными и греховными. Речь о другом. После грехопадения человек во всём на первое место ставит себя, свою волю и свои интересы. Даже стремясь к спасению, он в первую очередь думает о собственном спасении. И вот Павел говорит: «Поставьте себя на второе место и думайте о спасении ближнего, заботьтесь в первую очередь о его благе. Причём делайте это взаимно». Естественно, апостол прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что всякий человек находится на своём месте и в своих условиях, а это значит, что для каждого этот путь будет своим, особенным.
Обращаясь к женщинам, он призывает повиноваться мужьям. Но не имеет в виду просто подчиняться, как починяются рабы. Он призывает в отношениях искать не столько своей пользы, сколько пользы другого. Мужьям говорит несколько иначе: «Любите своих жён».
Что же проще? Починяться или любить? А может быть это разные имена одного и того же жертвенного и подлинно христианского отношения к ближнему, которое мы должны в себе развивать? Как далеки рассуждения Павла от всех современных споров о равноправии, в отличие от них именно его подход позволяет уйти от ложных разделений и увидеть друг в друге, в первую очередь, людей, братьев и сестёр, о благе которых надо заботиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.