Еф., 230 зач., V, 20-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди смотрят на христианские представления о браке с подозрением. Особенно женщины. Им кажется, что в итоге речь идёт о подчинении мужу или чём-то подобном. Но так ли это на самом деле? На данный вопрос отвечает апостол Павел в отрывке из 5-й главы послания к Ефесянам. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
«Ну вот, мы сами слышали «жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», — скажут женщины и с ещё большей опаской будут думать о том, чтобы вступить в брак с верующим мужчиной. «Ну вот, мы сами слышали», — скажут православные мужья и пойдут к жёнам с ожиданием от них полного повиновения.
Но что на самом деле имел в виду апостол Павел? Давайте разбираться.
Если кто-нибудь думает, что во времена апостола Павла у всех народов, которые жили на территории Римской империи, было одинаковое восприятие прав и свобод женщин, тот, несомненно, ошибается. Конечно, общество в целом было патриархальным и тем более общество иудейское, в культурных традициях которого выросли апостолы. Однако в римском обществе того времени женщины обладали многими правами и в браке были скорее спутницами мужчин, чем их подчинёнными. Впрочем, главное, конечно, не это, а то, что апостол Павел как никто другой подчёркивал, что в Церкви все отношения меняются: господа и рабы, мужчины и женщины, иудеи и язычники призваны посмотреть друг на друга через призму благой вести.
Большинство нравственных и духовных советов апостола обращены как к мужчинам, так и к женщинам, потому что от них, ожидается одинаковое исполнение заповедей, ведь они имеют одну надежду и стремятся к одной цели. Именно поэтому сегодняшнее чтение начинается не с предписаний мужчинам или женщинам, но с общего для них призыва: благодарить всегда и за всё Бога-Отца и Господа Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Люди редко бывают довольны своим положением. Или родился не там, или не в то время, или не в той семье... Но апостол прекрасно понимает, что человек должен думать не о том, как могло бы быть, а о тех перспективах, которые Бог открывает перед ним в его положении. Впрочем, что же это за положение, если дальше апостол призывает учеников повиноваться друг другу. Повиноваться! Ну и перспектива! Однако апостол употребляет слово, которое можно перевести как «подчиняться, ставить на второе место». Только не в смысле уничижения, а в смысле служения другому. Как об этом и говорил Христос: «Если кто хочет быть среди вас первым, да будет всем слуга». Под подчинением себя всем апостол никак не имеет в виду бесконечное выполнение просьб и требований и указаний других, ведь они могут быть самого разного качества: эгоистичными и греховными. Речь о другом. После грехопадения человек во всём на первое место ставит себя, свою волю и свои интересы. Даже стремясь к спасению, он в первую очередь думает о собственном спасении. И вот Павел говорит: «Поставьте себя на второе место и думайте о спасении ближнего, заботьтесь в первую очередь о его благе. Причём делайте это взаимно». Естественно, апостол прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что всякий человек находится на своём месте и в своих условиях, а это значит, что для каждого этот путь будет своим, особенным.
Обращаясь к женщинам, он призывает повиноваться мужьям. Но не имеет в виду просто подчиняться, как починяются рабы. Он призывает в отношениях искать не столько своей пользы, сколько пользы другого. Мужьям говорит несколько иначе: «Любите своих жён».
Что же проще? Починяться или любить? А может быть это разные имена одного и того же жертвенного и подлинно христианского отношения к ближнему, которое мы должны в себе развивать? Как далеки рассуждения Павла от всех современных споров о равноправии, в отличие от них именно его подход позволяет уйти от ложных разделений и увидеть друг в друге, в первую очередь, людей, братьев и сестёр, о благе которых надо заботиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Культурно-просветительский центр «Киновия». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был доцент Московской Духовной академии, директор культурно-просветительского центра Троице-Сергиевой Лавры «Киновия» архимандрит Симеон Томачинский.
Разговор шел о том, как различные встречи, лекции и просветительские мероприятия культурного центра «Киновия» помогают взрослым и детям познакомится с верой, Православием и церковной традицией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Элис Мейнелл «Письмо в будущее» — «Деятельное преображение»

Фото: PxHere
Поэтессе девятнадцатого века Элис Мэйнелл принадлежит стихотворение под названием: «Письмо от юной девушки, адресованное самой себе в старости». Героиня стихотворения, обращаясь к старушке, которой она когда-то станет, то есть к самой себе в старости, говорит:
«Только одна дана нам юность.
Утро жизни брезжит лишь однажды.
И наступает наполненная сожалениями старость».
Стихотворение Мэйнелл грустно, оно пронизано осознанием: ничего уже не исправить. В дневниках Мэйнелл есть упоминание о другом стихотворении — «Письме от старой женщины, отправленном себе самой в юность». Правда, оно так и осталось ненаписанным.
Но всё же задумаемся: какая между этими письмами разница? Колоссальная. Письмо от юности, адресованное старости, ничего изменить не может. Старушка откроет пожелтевший листок, вздохнёт о том, как быстро промелькнула жизнь, и ничего не изменится.
Со вторым письмом всё иначе. Представим, что проснулись мы утром, а на подушке лежит письмо, которое мы, в глубокой-глубокой старости, отправили себе самим, сегодняшним. Чтобы мы, сегодняшние, вот прямо сейчас смогли что-то исправить в своей жизни, изменить, преобразить то, что в нас бледно, узко, бедно, недостойно того, к чему призвал нас Бог.
Это деятельное преображение и есть покаяние. Даже если нам кажется, что у нас ничего нет, у нас есть то, чего точно когда-то не будет. Время. А значит, всё возможно.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Синклер Льюис «Котёнок и звёзды» — «Цепочка грехов»

Фото: Piqsels
Каждый поступок имеет ряд последствий, которые, выстраиваясь в цепочку, могут прямо или косвенно влиять на развитие событий, порой весьма значимых. Рассказ американского писателя Синклера Льюиса «Котёнок и звёзды» посвящён как раз такой цепочке.
Всё начинается с того, что маленький мальчик, выпрашивая у матери коржиков, с притворной лаской гладит котёнка. Залюбовавшись обоими, соседка опаздывает на трамвай. Кондуктор ради неё задерживает рейс. Парикмахер, впустую прождав трамвай на остановке, отправляется в пивную. На следующий день спьяну налысо остригает кандидата на пост управляющего крупнейшей корпорацией. Кандидат теряет уверенность в себе, корпорация, так и не найдя достойного управляющего, через полгода разваливается, что влечёт за собой крушение режима далёкого государства. В финале бывший монарх вздыхает: «Меня утешает одно. Мои беды, я уверен, пали на меня под влиянием могучего рока и были предначертаны звёздами».
Казалось бы, Льюис построил рассказ на противопоставлении рока и котёнка, но что, если приглядеться к сюжету повнимательнее? Цепочку роковых последствий запускает и подпитывает не что иное, как грех. Мальчик гладит котёнка, лицемеря. Соседка в погоне за трамваем притворно задыхается и хватается за сердце. Парикмахер же вообще рад опозданию трамвая — его тянет выпить. Ну а пьянство, как известно, вообще паровоз греховного состава. Так, незначительный, казалось бы, грех (лицемерие ребёнка) ведёт к впечатляющим событиям — крушению политического режима.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся духовный писатель девятнадцатого столетия, говорит, что душа человека подобна сосуду, в который вливается драгоценная жидкость. Но что будет, если в сосуде окажутся трещины, даже самые незначительные? Жидкость вытечет. Трещинами святитель называет те самые мелочи, повседневные недобрые привычки, грехи, на которые мы привыкли либо закрывать глаза, либо снисходительно отмахиваться: «Подумаешь!».
А мелочей-то, оказывается, и не бывает, грустно улыбается писатель Синклер Льюис.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







