
Вот уже несколько недель каждый вечер, когда часы на башне Нижегородского Кремля отбивали без четверти шесть, к зданию городской Думы подъезжала пролётка. Извозчик кого-то терпеливо ждал. Иногда ждать приходилось долго, но извозчик не трогался с места, пока из подъезда Думы не выходил высокий, худощавый господин в добротном сюртуке из дорогого сукна и французской шляпе. Заметив пролётку, человек качал головой и восклицал:
— Братец ты мой, опять приехал!
Извозчик спрыгивал с козел, открывал дверцу и усаживал господина в коляску. Довозил его до большого каменного дома в центре города, а когда господин, прощаясь, опускал руку в карман сюртука за кошельком, извозчик упрямо заявлял: «И не думайте, барин! Денег с вас ни за что не возьму!» — и уезжал. А на другой день снова подгонял пролётку к подъезду Думы, и картина почти в точности повторялась...
Господина в сюртуке и шляпе звали Фёдор Петрович Переплётчиков. Он был городским головой Нижнего Новгорода. В должность Переплётчиков вступил недавно, но уже успел съездить в Петербург на аудиенцию к самому императору Николаю Первому. И смог добиться того, о чём извозчики просили градоначальников Нижнего на протяжении многих лет: из крестьянского сословия их перевели в мещанское. А это означало для них, ни много ни мало, избавление от крепостной зависимости и барского оброка — ведь едва ли не большую половину заработанного извозчики, будучи крепостными крестьянами, были вынуждены отдавать своим хозяевам.
С тех самых пор и появилась возле Городской Думы та пролётка. «Вы нас из бедности да из нужды вытащили», — передавал извозчик Переплётчикову слова благодарности от своих товарищей. И стал делегатом от всех благодарных нижегородских извозчиков, встречая городского голову со службы и отвозя домой.
Фёдор Петрович, несмотря на то, что родился в богатой купеческой семье и рос в достатке, никогда не оставался равнодушным к нуждам ближних. Сказалось отцовское воспитание: академическому образованию для сына родитель Переплётчикова предпочёл Евангельскую науку милосердия, любви и сострадания. Мальчик с детства видел, как отец раздаёт милостыню, жертвует храмам и монастырям, опекает бедняков и сирот. Став наследником семейного капитала и бизнеса, Фёдор пошёл по его стопам.
Вскоре чуткого, щедрого, доброго купца Переплётчикова нижегородцы захотели видеть своим градоначальником. Фёдор Петрович вступил в эту должность в непростое для России время: шла Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года. Спасаясь от наполеоновской армии, в Нижний приехали беженцы. Не раздумывая, Переплётчиков предоставил для их размещения собственный дом.
Однако Фёдор Петрович заботился о людях не только на своём высоком посту. К примеру, в тысяча восемьсот тридцать втором году, уже не будучи в должности, Переплётчиков передал в городскую собственность шесть принадлежавших ему лавок на Никольском базаре с условием, что доходы с них будут направляться «для пособия бедным согражданам».
Переплётчиков с усердием заботился о храмах. На его пожертвования была капитально отремонтирована Варварская церковь, а в Благовещенском соборе Фёдор Петрович на собственные средства заменил ветхий иконостас на новый. С его щедрой помощью в тысяча восемьсот тридцать четвёртом году был перестроен Спасо-Преображенский Собор.
Духовное завещание Переплётчикова ещё раз подтвердило щедрость и широту сердца этого человека. После смерти городу достался большой дом на Рождественской улице, доходы с которого по распоряжению Фёдора Петровича предназначались для поддержания бедных и обездоленных. Ещё один дом, на Кожевенной улице, Переплётчиков завещал на устроение гостиницы для нищих и бездомных.
«Проводить в последний путь купца Переплётчикова вышел весь город», — писали в тысяча восемьсот сорок пятом местные газеты. С тех пор прошло много лет, а имя Фёдора Петровича по-прежнему не сходит со страниц нижегородской прессы. Люди помнят этого щедрого человека и его добрые дела.
Все выпуски программы Имена милосердия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема