
«Эти воспоминания — мой способ благодарения за то счастье, что я разделила с мужем», — так написала в своей книге мемуаров матушка Ульяна Шмеман, супруга известного богослова, духовного писателя, священнослужителя Православной церкви в Америке, протопресвитера Александра Шмемана. Рассказы о времени, проведённом вместе с мужем, от первого знакомства и до последнего дня его жизни, матушка Ульяна опубликовала под названием «Мой путь с отцом Александром».
Через призму своей семейной жизни автор даёт читателю широкий взгляд на то, как жила в эмиграции русская община. Родители будущих супругов Ульяны и Александра были вынуждены покинуть родину в конце 20-х годов 20 века. Глубоко верующие люди, они не могли смириться с агрессивной атеистической идеологией нового советского государства. Константинополь, Белград, Баден-Баден, Париж — матушка Ульяна рассказывает о скитаниях в поисках своего места на чужбине, о том, как непросто было начинать новую жизнь вдали от родины, как приходилось порой сидеть голодными, без работы и без денег. Например, она вспоминает эпизод из юности своего супруга, когда они ещё не были знакомы, эту историю матушка услышала от отца Александра после свадьбы. Будущий священник учился в парижском лицее Карно и целый год прогуливал уроки физкультуры. Но вовсе не из-за того, что не любил предмета. Просто у него... не было спортивных туфель. Их покупка стала бы без преувеличения крахом для семейного бюджета. Поэтому Александр каждую неделю придумывал новый предлог, чтобы не идти на урок. Но трудности эмигрантской жизни помогала преодолевать горячая вера и благодарность Богу за каждый прожитый день.
Один из них стал судьбоносным для Ульяны и Александра. В 1941 году, на ступенях храма парижского Свято-Сергиевского православного института они познакомились. А через 2 года стали мужем и женой, и прожили вместе 43 года. В книге «Мой путь с отцом Александром» матушка Ульяна Шмеман с теплом вспоминает первые годы супружества. Они поженились в разгар Второй Мировой — но даже ужасы войны, казалось, отступали, когда они были вместе. Матушка рассказывает о том, как во время авианалётов на Париж они с мужем сидели в бомбоубежище — тёмном, сыром подвале и, прижавшись друг к другу, повторяли слова молитвы: «Хвалим Тя, благословим Тя, благодарим Тя, Господи...»
Потом будет переезд в Америку, строительство в Нью-Йорке православного храма. Ульяна Шмеман с большой любовью рассказывает о самых главных вехах жизненного пути своего супруга. Вспоминает об интересных встречах — например, с писателем Александром Солженицыным; о путешествиях, в которых всегда сопровождала мужа. Читать её воспоминания удивительно легко, они оставляют светлое и радостное послевкусие. «Я встречаю каждый день как благословение. Я люблю жизнь», — пишет матушка Ульяна Шмеман в книге «Мой путь с отцом Александром». И делится этой любовью с читателями.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер