
«Эти воспоминания — мой способ благодарения за то счастье, что я разделила с мужем», — так написала в своей книге мемуаров матушка Ульяна Шмеман, супруга известного богослова, духовного писателя, священнослужителя Православной церкви в Америке, протопресвитера Александра Шмемана. Рассказы о времени, проведённом вместе с мужем, от первого знакомства и до последнего дня его жизни, матушка Ульяна опубликовала под названием «Мой путь с отцом Александром».
Через призму своей семейной жизни автор даёт читателю широкий взгляд на то, как жила в эмиграции русская община. Родители будущих супругов Ульяны и Александра были вынуждены покинуть родину в конце 20-х годов 20 века. Глубоко верующие люди, они не могли смириться с агрессивной атеистической идеологией нового советского государства. Константинополь, Белград, Баден-Баден, Париж — матушка Ульяна рассказывает о скитаниях в поисках своего места на чужбине, о том, как непросто было начинать новую жизнь вдали от родины, как приходилось порой сидеть голодными, без работы и без денег. Например, она вспоминает эпизод из юности своего супруга, когда они ещё не были знакомы, эту историю матушка услышала от отца Александра после свадьбы. Будущий священник учился в парижском лицее Карно и целый год прогуливал уроки физкультуры. Но вовсе не из-за того, что не любил предмета. Просто у него... не было спортивных туфель. Их покупка стала бы без преувеличения крахом для семейного бюджета. Поэтому Александр каждую неделю придумывал новый предлог, чтобы не идти на урок. Но трудности эмигрантской жизни помогала преодолевать горячая вера и благодарность Богу за каждый прожитый день.
Один из них стал судьбоносным для Ульяны и Александра. В 1941 году, на ступенях храма парижского Свято-Сергиевского православного института они познакомились. А через 2 года стали мужем и женой, и прожили вместе 43 года. В книге «Мой путь с отцом Александром» матушка Ульяна Шмеман с теплом вспоминает первые годы супружества. Они поженились в разгар Второй Мировой — но даже ужасы войны, казалось, отступали, когда они были вместе. Матушка рассказывает о том, как во время авианалётов на Париж они с мужем сидели в бомбоубежище — тёмном, сыром подвале и, прижавшись друг к другу, повторяли слова молитвы: «Хвалим Тя, благословим Тя, благодарим Тя, Господи...»
Потом будет переезд в Америку, строительство в Нью-Йорке православного храма. Ульяна Шмеман с большой любовью рассказывает о самых главных вехах жизненного пути своего супруга. Вспоминает об интересных встречах — например, с писателем Александром Солженицыным; о путешествиях, в которых всегда сопровождала мужа. Читать её воспоминания удивительно легко, они оставляют светлое и радостное послевкусие. «Я встречаю каждый день как благословение. Я люблю жизнь», — пишет матушка Ульяна Шмеман в книге «Мой путь с отцом Александром». И делится этой любовью с читателями.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема