
Фото: PxHere
25 сентября 1866 года в семье тамбовского крестьянина Ивана Петровича Антонова родился мальчик. Младенца нарекли Семёном. Крупный, крепкий, он размахивал ручками и громко кричал. Отец улыбался: «Ишь ты, какой великан! Хорошего помощника Господь дал». Делясь своей радостью с соседями и друзьями, Иван Петрович вслух представлял, как придёт время, и они с Семёном будут вместе трудиться в поле. И благодарил Бога за то, что Он послал ему сына.
Семён рос энергичным и любознательным. Однажды, когда мальчику исполнилось 4 года, в дом к Антоновым постучался продавец книг. Глава семьи обрадовался гостю — пригласил в избу, усадил за стол. Купить он ничего не мог, потому что был бедным а, главное — неграмотным. Ему хотелось просто поговорить с «книжным» человеком, узнать от него что-нибудь новое и интересное. Маленький Семён с непосредственным детским любопытством вертелся рядом и внимательно прислушивался к беседе. Гость говорил что-то странное. «Бога нет!» — заявлял он. Иван Петрович пытался ему возражать, но продавец книг только кричал и ругался в ответ. Когда он, наконец, ушёл, отец посадил Семёна на колени и сказал: «Видишь, сынок — я-то надеялся у человека уму-разуму поучиться, а он глупым оказался». Мальчик согласно кивнул. Бог есть, — не сомневался Семён. «Вот вырасту, и пойду Его искать», — решил он.
Иван Петрович, раздосадованный тем, что по неграмотности не сумел как следует ответить продавцу книг, задумался о том, что хорошо было бы отдать сына в учение. В их селе как раз недавно открылась школа. Вскоре Семён уже сидел за партой и старательно выводил на листке бумаги свои первые буквы. Мальчик научился читать и писать. Но через два года оставил школу, чтобы помогать родителям — семья жила очень бедно.
Семён был здоровым и сильным, любая работа в его руках спорилась. Однажды, в разгар жатвы, он прямо в поле готовил обед для себя и отца. Была пятница — постный день. Но Семён совсем об этом забыл, и... наварил свинины! Пообедали, как обычно — спокойно и чинно. И лишь спустя полгода Иван Петрович, словно невзначай, обмолвился: «А помнишь, сынок, как ты в поле накормил меня свининой? Ведь была пятница». Семён удивлённо спросил отца, почему же тот не сказал ему об этом сразу? А Иван Петрович мягко улыбнулся в ответ. «Я, сынок, не хотел тебя тогда смущать», — сказал он.
В другой раз Семён заметил, что на их поле хозяйничают чужие люди. «Смотри, у нас снопы воруют!» — сказал он отцу. Но Иван Петрович покачал головой и ответил: «Ничего, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит. А у этих людей, стало быть, нужда есть».
Таким — милосердным, кротким и любящим — Семён будет вспоминать своего отца на святой горе Афон, где примет монашеский постриг с именем Силуан. Он станет подвижником и молитвенником, которого Церковь прославит в чине преподобных. О своём отце, Иване Петровиче Антонове, преподобный Силуан Афонский будет рассказывать с любовью и почтением и однажды скажет: «Мне до моего отца далеко».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Какую бы сферу деятельности человека мы ни взяли, мы понимаем, что в ней можно быть любителем, а можно стать профессионалом. Конечно, порой для этого приходится приложить массу усилий, но зато профессионализм выше ценится. А что можно сказать о религии? Можно ли стать в ней профессионалом? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянами. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Чем профессионал отличается от любителя? С формальной точки зрения всё просто: уровнем знаний, умений и навыков. Профессионал этот тот, кто хорошо разбирается в сути своей работы и умеет делать её качественно. Можно профессионально владеть резцом по дереву, профессионально излагать исторические факты или оперировать законами. Дело профессионала — это дело техники. В своей теме он знает ответы на все вопросы. В этом смысле, конечно, можно стать профессионалом в религии, если в центре неё стоит то, что похоже на инструкцию, а смыслом её является соблюдение формы. Естественно, зная об искренней вере Авраама, Моисея, пророка Исаии и других праведников Ветхого Завета, мы никак не можем сказать, что вера ветхозаветных иудеев была формальной или сводилась только ко внешним обрядам. В то же время, мы знаем, что большинство иудеев делало акцент на форме, почему именно книжники и фарисеи пользовались особым уважением.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к язычникам города Коллосы, которым проповедовал Христа. Приняв благую весть, они умерли для греха, и Бог оживил их и воскресил вместе с Иисусом. При этом, как это часто бывало, следом за Павлом в новую общину пришли иудействующие и призывали бывших язычников к исполнению закона. Они знали, что закон не исполним, но настолько почитали форму, что не могли от неё отказаться, даже ради самого совершенного содержания. И вот Павел говорит, что самим уверовавшим иудеям, Бог простил все грехи, связанные с нарушением закона. Когда-то на горе Синай они взяли на себя обязательство, которое в итоге не смогли исполнить. Иудеи представляли его себе в виде долговой расписки. Потом приходит Христос и исполняет все обязательства. Будучи послушен Отцу даже до смерти, Он, по словам апостола, прибивает расписку ко кресту и делает бессильными силы зла. При этом Спаситель явил послушание Отцу не в формальном исполнении закона, но в исполнении заповедей любви. Любви к Нему как к Богу и к нам как к ближним. Этим он превзошёл закон как идеальную форму и указал на любовь как на то, чего Бог ждал от людей в действительности. И если закон мог стать делом техники и в исполнении его тонкостей можно было стать профессионалом, то в исполнении заповедей о любви, стать профессионалом нельзя. В ней невозможно ответить на все вопросы, невозможно поставить точку, эту заповедь невозможно исполнить до конца и успокоиться. Возможно только, пребывая во Христе, расти в этой любви к Богу и к людям, но расти не благодаря исполнению формальных правил, а благодаря помощи Бога, который первым возлюбил нас и пришёл нас спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







