
Японию называют «страной восходящего солнца» потому,... что так сами японцы вот уже много веков именуют свою родину. Этому названию есть и географическое объяснение — рядом с Японией проходит знаменитый 180-й меридиан или линия смены дат, а значит Япония первой в Тихом океане встречает рассвет. Православные, проживающие в «стране восходящего солнца», любят переиначивать на свой лад этот устоявшийся речевой оборот и говорят, что Япония — «страна восходящей Пасхи». Спорить с таким утверждением особо не приходится — именно Православная Церковь Японии первой из всех Церквей встречает праздник Светлого Христова Воскресения. Японская Церковь, образованная в конце девятнадцатого века, сегодня на особых правах входит в состав Русской Церкви. Православие появилось на японских островах в конце 19 века стараниями епископа Николая (Касаткина). Сегодня в состав Японской Церкви входит 150 приходов, служение в которых осуществляет тридцать священников. Поэтому, за исключением языка, богослужение православных японцев во всем походит на наше. Что же касается языка, то служба в местных храмах совершается не на церковнославянском, а на японском языке эпохи Мейдзи, который является высоким наречием и используется в Японии, по преимуществу, высокообразованными людьми. Чтобы вы имели представление о том, как звучит японское православное богослужение, послушаем отрывок из пасхальной службы.
Пасху православные японцы любят ничуть не меньше остальных православных христиан. Несмотря на очень плотный график, в котором живет большая часть населения Японии, японские православные считают своим долгом не только прийти на ночное пасхальное богослужение, но и за счет отпуска освободить себе несколько дней до Пасхи и после нее, чтобы опять же посетить храм.
Пасхальное богослужение в Японии почти полностью по своей структуре напоминает наше. Отличия можно увидеть в деталях, ну и, наверное, в какой-то особой душевности и теплоте храмовой атмосферы. Православных в Японии очень немного, поэтому и священник, и прихожане относятся друг к другу с особым вниманием и заботой. Так, например, в конце пасхального богослужения священник каждому человеку, присутствующему в храме, дарит крашенное пасхальное яйцо и небольшой куличик. В японских супермаркетах кулич не купить, поэтому кто-то из прихожан берет на себя заботу по изготовлению этого пасхального угощения-символа в довольно большом количестве.
Православные японцы, как иные православные христиане, перед Пасхой соблюдают Великий пост. Значит, праздник Светлого Христова Воскресения для них еще и время разговления. Вот здесь и проявляется японский менталитет. Если у нас принято на Пасху разговляться мясными и молочными продуктами, то японцы любят в этот радостный день побаловать себя, например, свежей сырой рыбой в виде тонко нарезанного филе — «сашими». Кроме того, на пасхальном столе в Японии вы обязательно увидите традиционный японский суп Мисо с мясными или рыбными ингредиентами. И, конечно же, в день Пасхи каждый православный японец не откажется от чего-нибудь сладкого. Обычно в качестве десерта подаются традиционные японские сладости «вагаси», которые сделаны на основе рисового или бобового теста и политы сладким сиропом. Вот так необычно и вкусно православные японцы празднуют Пасху.
Все выпуски программы Вселенная православия
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема