
Фото: Ivan Aleksic/Unsplash
На флаге Сербии, на гербе этой страны, а также на флаге Сербской Православной Церкви вы сможете увидеть один и тот же символ — так называемый «сербский крест». Он представляет собой равносторонний крест желтого цвета, вокруг которого расположены четыре стилизованных буквы «С».
Согласно сербской легенде, крест как символ Сербии стал использоваться во времена великого святого этой страны святителя Саввы Сербского. Святой Савва долгое время жил на Афоне и даже создал там до сих пор существующий монастырь Хиландар. Впоследствии ему пришлось вернуться в Сербию, где он занялся активной просветительской деятельностью. Так благодаря святому Савве по всей стране было проповедано Евангелие, созданы многочисленные школы. А еще Сербия благодаря святителю Савве получила первую конституцию. За свои труды и подвиги святитель Савва является самым почитаемым в Сербии святым.
Как верят многие сербы, на их гербе отражен девиз-завещание святого Саввы: «Само слога Србина спасава» — в переводе на русский «Только единство спасет Сербию». Святой Савва произнес эти слова в те времена, когда Сербии, с одной стороны, уже угрожало мусульманское нашествие, с другой, на сербских князей активно пытались влиять католики.
Святой Савва всячески увещевал сербов не искать поддержки в ком-то кроме Бога, уповать на Него и быть едиными в православной вере. Вот в чем смысл девиза святителя, а также четырех С вокруг сербского креста — «Само слога Србина спасава». Частичное подтверждение такого значения сербского креста мы можем найти в высказывании султана Сулеймана: «Не дай Бог, сербы объединятся!» Султан боялся, что обретя единство, сербы сбросят с себя владычество турок. Что и произошло в конце 19 века.
Но сербский крест — это не только завещание святого Саввы, это еще и символ связи между Сербией и древней Византией. Точно такой же равносторонний крест мы можем найти на императорском штандарте византийцев. Вот только окружен византийский крест не четырьмя «С», а четырьмя буквами «В», «Вита».
Четыре Виты на византийском флаге также являются аббревиатурой и значат следующее: «Василевс Василеон Василевон Василевсин», что в переводе с греческого значит — «Царь царей, царствующий над царями». Эта фраза была взята византийцами из книги Откровения апостола Иоанна Богослова или Апокалипсиса. Относится она, эта фраза, прежде всего ко Христу. Но так как византийский император считался помазанником Божиим, византийцы полагали, что их страной через императора управляет сам Бог — Царь всех царей. А потому и фразу «Царь царей, царствующий над царями» адресовали не только Христу, но и своему императору.
Все выпуски программы Вселенная православия
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема