
Мой знакомый пенсионер живёт рядом со столичным парком Сокольники и часто гуляет в этом живописном месте. Однажды он рассказал мне о медицинском учреждении, которое там находится, и его бессменном директоре.
Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок» — здание с историей. После Великой Отечественной войны здесь располагался Дом ребёнка для больных хроническими гастроэнтерологическими заболеваниями, позже — детский санаторий. А в начале 2000-х в этом помещении открылся первый в Москве специализированный Дом ребёнка для малышей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей.
«В те годы слово „ВИЧ“, т. е. вирус иммунодефицита человека, вызывало страх, поэтому большинство сотрудников санатория не остались работать на старом месте, — объясняет Виктор Крейдич, руководитель Дома ребёнка, позже реорганизованного в Центр содействия семейному воспитанию „Соколёнок“. — Я был десятым кандидатом, которому предложили должность главного врача, — до меня все отказывались». А Крейдич согласился, хотя знал, что будет нелегко.
Его родители были врачами-педиатрами, и он не видел себя в иной профессии. После окончания медицинского университета имени Пирогова работал в детской городской поликлинике: сначала педиатром, потом заместителем главного врача. А от бабушек и дедушек — учителей — Виктору Юрьевичу достались в наследство педагогические способности, которые пригодились на посту главврача Дома ребёнка.
«Первые месяцы мы ремонтировали здание, потом к нам поступили 20 малышей, — рассказывает доктор Крейдич. — Большинству из них было около трёх лет, но некоторые не умели держать ложку и вилку, никогда не ходили на прогулку». Дело в том, что в 90-е годы никто ещё не знал, как работать с ВИЧ-инфекцией, поэтому детей подолгу содержали в больницах.
Сегодня Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок» известен далеко за пределами столицы. Среди его пациентов — не только ВИЧ-положительные, но и малыши без этого статуса. Со всеми работают воспитатели и логопеды, специалисты по массажу и лечебной физкультуре, врачи-педиатры, психолог и музыкальный руководитель. Кроме основных развивающих занятий разработаны методики дополнительного образования. Несколько раз в неделю к «соколятам» приходят волонтёры, чтобы погулять с ними и поиграть.
Однако Центр «Соколёнок» — это не постоянное, а временное пристанище малышей. «Наша главная задача — помочь ребёнку вернуться к родным, а если это невозможно, то найти для него приёмную семью», — подчёркивает Виктор Юрьевич. В 2015 году он вместе с коллегами открыл при Центре Службу сопровождения для замещающих семей и Школу приёмных родителей, в которой и сам трудится преподавателем.
У директора трое детей: сын и две дочки. Но и о маленьких обитателях Центра в Сокольниках он заботится как добрый папа! «Люблю их всех», — признаётся Виктор Крейдич.
Все выпуски программы Живут такие люди
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема