
Ночь на 20 декабря 1914-го года была морозной. Бойцы Петровского пехотного полка сидели в припорошённом снегом окопе. Тихонько переговаривались. Спать никому не хотелось. Да и как уснёшь, когда однополчанин ушёл в разведку? С чем-то он вернётся? Да и вернётся ли вообще... Впрочем, разведчик Николай Попов был опытным и осторожным. Несмотря на юный возраст — всего-то шестнадцать лет! — Колька, как дружески звали его в полку, заработал авторитет и всеобщее уважение. Сколько раз он выручал «стариков»! Сослуживцы были вдвое-втрое старше Попова. У всех — дети, а у кого-то уже и внуки. Николай говорил товарищам: «Я молодой, у меня семьи нет. А вы дома нужны», — и шёл на очередное опасное задание вместо кого-нибудь из однополчан.
Где-то совсем близко скрипнул снег. Бойцы насторожились. А в следующее мгновение по окопу пронёсся радостный гул. Колька вернулся! Да не один. Парень взял в плен вражеского «языка»! Старшина хлопнул мальчишку по плечу «Герой! Замёрз, поди. Сейчас баньку походную организуем, попаримся», — сказал он. Николай ответил с улыбкой: «Вы, ребята, ступайте, парьтесь! Я как-нибудь потом...». В баню вместе с однополчанами Николай никогда не ходил. Он просто не мог этого сделать. Потому что на самом деле храбрый юный разведчик был... девушкой. Но об этом никто не знал.
Кира Башкирова училась в шестом классе Мариинского женского училища в городе Вильно, когда началась Первая мировая война. Семья девушки сразу же включилась в работу для фронта. Башкировы ухаживали за ранеными в госпитале. Кира смотрела на солдат и думала о том, что она, такая молодая и сильная, тоже могла бы сейчас сражаться. Однако в то время женщина на фронте могла присутствовать лишь в качестве сестры милосердия. Кира же хотела защищать Отечество на поле боя. Однажды она отрезала густые русые косы. Продала все свои украшения. На вырученные деньги купила солдатское обмундирование. И записалась добровольцем под именем Николай Попов — так звали её двоюродного брата.
Родителям обо всём написала в письме уже по дороге на фронт. Боялась, что они будут ей препятствовать. Но отец и мать отнеслись с пониманием к решению дочери. Шустрого молодого «охотника» — так в те годы называли тех, кто отправился на войну «по собственной охоте», то есть добровольцем, — определили в разведку 88-го Петровского пехотного полка. За взятие «языка» в одиночной вылазке ночью 20 декабря 1914 года, Киру Башкирову наградили Георгиевским крестом. Девушка отважно воевала. Но однажды заболела. Подозревая тиф, её срочно отправили в госпиталь. А скоро в полк оттуда прилетела весть: храбрец Колька на самом деле — девица! Начальство приказало Кире немедленно покинуть фронт.
Тем временем о подвиге храброй девушки узнала вся страна — популярный петербургский журнал «Задушевное слово» опубликовал о ней статью. Народ восхищался её мужеством. Поэтому, когда Кира уже от своего собственного имени подала прошение о зачислении в ряды Русской Императорской армии, его было решено удовлетворить. Вскоре Кира Башкирова вернулась на фронт и самоотверженно воевала до 1917 года.
После революции она выучилась на врача. Вышла замуж. Долгое время жила в Полтаве, где вместе с мужем организовала приют для детей-сирот. Когда началась Великая Отечественная война, Кире Александровне Башкировой было 43. Женщина понимала: воевать её уже вряд ли возьмут. Но послужить Отечеству она должна! Кира стала военным врачом. Работала в мурманском армейском госпитале. Ассистировала хирургу — часто под вой сирен воздушной тревоги во время вражеских налётов. Коллеги рассказывали, что Кира Александровна сутками не выходила из операционной. Когда узнала, что её приставили к награде — медали «За боевые заслуги», искренне удивилась: «Какие же у меня заслуги? Работала, как все». Кира Башкирова не оставила мемуаров, хотя о её жизни и подвигах можно было бы написать увлекательную книгу. Но «девушка-герой», как в начале ХХ века называла Киру пресса, была очень скромной. Не славы, а служения людям требовала её душа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема