«Юрка-труба» — так прозвали Юрия Борисовича Левитана еще в детстве за его могучий баритон. Именно Юрию Борисовичу было доверено озвучивать по радио самые важные сообщения на главной радиочастоте страны.
Детская мечта Юрия Борисовича стать актером не реализовалась: его выразительный и громкий голос повлиял на его профессиональное становление. Уехав из Владимира покорять Москву, Юрий Борисович попал в Радиокомитет, правда, сначала на должность уборщика. Позднее ему доверили вести ночной технический эфир. А вскоре Юрий Борисович стал сообщать слушателям о главных событиях.
Какой вклад сделал Юрий Борисович в Победу над Германией? И что говорили о нем его коллеги?

Вокруг столба с чёрным конусом радиорепродуктора собрался народ. На лицах — волнение и тревога. Шла Великая Отечественная война. Передавали сводки с фронта. Голос — неторопливый, уверенный, торжественный и искренний — плыл над округой: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Лица людей озарялись надеждой. Так происходило всюду — в столице и небольших городках, сёлах и крошечных деревеньках. Голос войны. Голос эпохи. Так называли диктора Государственного Всесоюзного радио Юрия Борисовича Левитана.
Он посвятил любимой профессии пятьдесят лет. Левитан сообщал радиослушателям об эпохальных событиях. Начало Великой Отечественной, капитуляция Германии, полёт Гагарина в космос. Голос диктора знала и любила вся страна. «Важно уметь „видеть“ слушателя, даже мысленно представлять, как он реагирует на наше выступление», — говорил Левитан. Он сидел у микрофона в студии, а перед его взором была крестьянка с натруженными руками. Вот она поближе придвинула табурет к радиоприёмнику. На фронте у неё единственный сын, и она ловит каждое слово военной сводки. А вот семья рабочего за завтраком слушает утренний эфир. Отец и мать обсуждают новости, а дети с нетерпением ждут программу для самых маленьких. В середине ХХ века голос Юрия Левитана звучал без преувеличения в каждом доме.
В детстве Юрий мечтал стать актёром, с успехом занимался в школьном драмкружке. Однако драматический талант Левитана мерк перед его голосом — зычным, выразительным, громким. Если кому-то из соседок нужно было позвать домой заигравшихся на улице детей, они обращались к Юре. Тот выходил во двор, и округа оглашалась его могучим баритоном. За Левитаном даже закрепилось прозвище — «Юрка-труба». В 1931 году Левитан уехал из родного Владимира покорять Москву. Из-за своеобразного северного «окающего» говорка в Государственную киношколу его не приняли — велели исправлять дикцию. Левитан решил остаться в столице, найти какую-нибудь работу и попытать счастья на следующий год. Так Юрий попал в Радиокомитет — устроился по объявлению на должность... уборщика в студии. Там Левитан впервые столкнулся с миром радио, увидел, как работают дикторы. И понял — вот чем он хотел бы заниматься! Каждую свободную минуту Юрий упражнялся. Чего он только не делал! Читал тексты, стоя вверх ногами, с орехами или спичкой во рту. Он читал постоянно — и даже во сне разговаривал. Усилия были не напрасны — Левитан смог избавиться от провинциального акцента. Ему даже поручили вести технический ночной эфир: диктовать для региональных редакций передовицы газеты «Правда». Тогда-то его и услышал Сталин — однажды ночью вождю не спалось, и он включил радиоприёмник. Позвонил в радиокомитет и сказал, что хотел бы слышать голос Левитана на главной радиочастоте страны. Вскоре молодой человек уже сообщал советским радиослушателям о спасении ледокола «Челюскин», беспосадочном авиаперелёте лётчика Чкалова, запуске Днепрогэса и других масштабных событиях. Именно Левитан 22 июня 1941 года объявил гражданам Советского Союза о том, что началась война. В годы Великой Отечественной Левитан буквально жил в студии. «Читали сводки по шесть, по восемь раз в день. Но если бы и по пятнадцать — разве устанешь? Как пробежишь глазами строки, так пропадает всякий намек на усталость», — вспоминал Юрий Борисович.
Его голос воодушевлял, вселял надежду и веру в Победу в сердца миллионов людей. Воздействие Левитана на слушателей было так велико, что фашисты даже объявили награду за его голову. Двести тысяч марок гитлеровцы обещали тому, кто доставит диктора в Берлин. Но вышло иначе — в мае 1945-го года Юрий Левитан объявил о безоговорочной капитуляции Германии. В этой долгожданной Победе был и его вклад.
Для многих людей Левитан стал без преувеличения родным. «Дорогой Юрий Борисович! Мне хочется поблагодарить Вас за добрый, благородный труд... Посылаю вам, дорогой человек, пуховые перчатки — пусть будет вам тепло холодной московской зимой», — писал Юрию Борисовичу совершенно незнакомый слушатель. Правы были коллеги диктора, которые говорили: Левитан разговаривает сердцем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
3 мая. О жизни и трудах Дмитрия Языкова

Сегодня 3 мая. В этот день в 1850 году родился библиограф и литературовед Дмитрий Языков.
О его жизни и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Дмитрий Дмитриевич Языков родился в семье московского протоирея Дмитрия Ивановича Языкова в 1850 году. Окончив Московскую Семинарию, он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Дмитрий Языков читал лекции на педагогических курсах. А с 1896 по 1908 годы Языков возглавлял библиотеку Московского Университета. Библиотека Императорского Московского Университета была основана в 1755 году одновременно с Университетом. Период управления библиотекой Дмитрия Языкова совпал с переездом ее во вновь возведенное здание по проекту архитектора Быковского. Этот проект органично вписался в архитектуру Старой Москвы. Закругленный угол строения перекликался с силуэтом церковного флигеля. Округлый читальный зал был спроектирован под влиянием формы читального зала Британского музея. Сотрудниками библиотеки Университета была проделана колоссальная работа по перемещению в новое здание 300 тысяч томов литературы. Было написано 8 тысяч каталожных карточек. За разбор библиотечных фондов Языков получил благодарность министра народного просвещения. Главный библиографический труд Языкова — это фундаментальное по своему охвату издание «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц». Благодаря этому труду Дмитрий Языков заслужил репутацию великого библиографа земли русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема