
Летнее солнце стояло высоко и жарко пригревало. Семилетний Гриша Давыдов с грустью глядел на полоску ржи, которая тянулась далеко вперёд, до самого леса. Хлеб до вечера нужно было обязательно убрать. А работников — только Гриша да его мать, Анастасия Никифоровна. Жать под палящим солнцем было нелегко. Мальчик то и дело останавливался и смотрел, много ли ещё осталось. Лес, возле которого поле заканчивалось, всё никак не хотел приближаться. Анастасия Никифоровна заметила огорчение сына. Она окликнула Гришу и ласково сказала: «Смотри, сынок, на колоски, которые жнёшь. Так легче будет». Гриша послушался маму и больше уже не отрывался от работы. А когда всё-таки решил снова посмотреть, долго ли до конца, не поверил своим глазам: лес был уже совсем рядом, а значит — работа закончена! Эту историю из своего детства часто вспоминал схиархимандрит Григорий (Давыдов) — старец ХХ века. Отец Григорий говорил, что получил тогда от матери важный духовный урок: тому, кто верен в малом, Господь даёт многое. О матушке старец всегда рассказывал с большой любовью и почтением.
Благодаря Анастасии Никифоровне Гриша с самых ранних лет воспитывался в вере и благочестии. Едва он научился самостоятельно стоять на ногах, как стал участвовать в домашней молитве. Крепко прижавшись к матери, мальчик слушал, как она обращается к Богу. Анастасия Никифоровна молилась простыми словами, идущими от самого сердца. Можно сказать, что Гриша и сам был плодом её усердных молитв. Он появился на свет, когда Анастасия Никифоровна и её супруг, Иван Фёдорович, крестьяне из села Жихорево Орловской губернии, были уже немолоды. Однако горячо молили Бога даровать им сына. Их просьба была услышана. Гриша появился на свет в 1911 году. Он стал настоящей поддержкой для матери, которая часто оставалась дома одна — отец мальчика состоял в артели мебельных мастеров и ходил на заработки по городам и сёлам родной Орловщины. Гриша с детства помогал матери по хозяйству. Мальчик умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать, трудился в поле и огороде. Всему этому его научила Анастасия Никифоровна. Позже, в советские годы, схиархимандрит Григорий (Давыдов) был сослан за веру на Колыму. Старец говорил, что эти умения и привитая матерью любовь к труду не раз спасали ему в лагере жизнь.
Когда Грише исполнилось восемь лет, родители взяли его с собой на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь. Паломничество произвело на мальчика огромное впечатление. Он впервые увидел монахов, и на обратном пути заявил отцу и матери, что тоже пойдёт в монастырь. Анастасия Никифоровна восприняла слова сына серьёзно. После поездки она стала замечать, что Гриша изменился. Всё больше времени он стремился проводить в уединении. Не раз мать видела, как по ночам мальчик тайком забирался на чердак и молился там, глядя в слуховое окно на звёздное небо.
В 1927-м, когда Грише исполнилось шестнадцать, Анастасия Никифоровна благословила его на принятие монашеского пострига. В годы безбожия и гонений на веру отцу Григорию пришлось нелегко. Были аресты, тюрьма и десять лет лагерей. Но тёплые воспоминания о дорогой матушке согревали его сердце в самые тяжёлые времена. Вернувшись из ссылки, схиархимандрит Григорий первым делом поспешил навестить родительский дом. С матерью он оставался близок до самого последнего дня её жизни. Незадолго до кончины Анастасии Никифоровны отец Григорий постриг её в иночество. Старец часто говорил, что если имеются у него какие-либо добродетели, то ими он обязан своей любимой матушке, которая собственным примером учила рассудительности, доброте, любви и вере.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема