
Летнее солнце стояло высоко и жарко пригревало. Семилетний Гриша Давыдов с грустью глядел на полоску ржи, которая тянулась далеко вперёд, до самого леса. Хлеб до вечера нужно было обязательно убрать. А работников — только Гриша да его мать, Анастасия Никифоровна. Жать под палящим солнцем было нелегко. Мальчик то и дело останавливался и смотрел, много ли ещё осталось. Лес, возле которого поле заканчивалось, всё никак не хотел приближаться. Анастасия Никифоровна заметила огорчение сына. Она окликнула Гришу и ласково сказала: «Смотри, сынок, на колоски, которые жнёшь. Так легче будет». Гриша послушался маму и больше уже не отрывался от работы. А когда всё-таки решил снова посмотреть, долго ли до конца, не поверил своим глазам: лес был уже совсем рядом, а значит — работа закончена! Эту историю из своего детства часто вспоминал схиархимандрит Григорий (Давыдов) — старец ХХ века. Отец Григорий говорил, что получил тогда от матери важный духовный урок: тому, кто верен в малом, Господь даёт многое. О матушке старец всегда рассказывал с большой любовью и почтением.
Благодаря Анастасии Никифоровне Гриша с самых ранних лет воспитывался в вере и благочестии. Едва он научился самостоятельно стоять на ногах, как стал участвовать в домашней молитве. Крепко прижавшись к матери, мальчик слушал, как она обращается к Богу. Анастасия Никифоровна молилась простыми словами, идущими от самого сердца. Можно сказать, что Гриша и сам был плодом её усердных молитв. Он появился на свет, когда Анастасия Никифоровна и её супруг, Иван Фёдорович, крестьяне из села Жихорево Орловской губернии, были уже немолоды. Однако горячо молили Бога даровать им сына. Их просьба была услышана. Гриша появился на свет в 1911 году. Он стал настоящей поддержкой для матери, которая часто оставалась дома одна — отец мальчика состоял в артели мебельных мастеров и ходил на заработки по городам и сёлам родной Орловщины. Гриша с детства помогал матери по хозяйству. Мальчик умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать, трудился в поле и огороде. Всему этому его научила Анастасия Никифоровна. Позже, в советские годы, схиархимандрит Григорий (Давыдов) был сослан за веру на Колыму. Старец говорил, что эти умения и привитая матерью любовь к труду не раз спасали ему в лагере жизнь.
Когда Грише исполнилось восемь лет, родители взяли его с собой на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь. Паломничество произвело на мальчика огромное впечатление. Он впервые увидел монахов, и на обратном пути заявил отцу и матери, что тоже пойдёт в монастырь. Анастасия Никифоровна восприняла слова сына серьёзно. После поездки она стала замечать, что Гриша изменился. Всё больше времени он стремился проводить в уединении. Не раз мать видела, как по ночам мальчик тайком забирался на чердак и молился там, глядя в слуховое окно на звёздное небо.
В 1927-м, когда Грише исполнилось шестнадцать, Анастасия Никифоровна благословила его на принятие монашеского пострига. В годы безбожия и гонений на веру отцу Григорию пришлось нелегко. Были аресты, тюрьма и десять лет лагерей. Но тёплые воспоминания о дорогой матушке согревали его сердце в самые тяжёлые времена. Вернувшись из ссылки, схиархимандрит Григорий первым делом поспешил навестить родительский дом. С матерью он оставался близок до самого последнего дня её жизни. Незадолго до кончины Анастасии Никифоровны отец Григорий постриг её в иночество. Старец часто говорил, что если имеются у него какие-либо добродетели, то ими он обязан своей любимой матушке, которая собственным примером учила рассудительности, доброте, любви и вере.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема