
Летнее солнце стояло высоко и жарко пригревало. Семилетний Гриша Давыдов с грустью глядел на полоску ржи, которая тянулась далеко вперёд, до самого леса. Хлеб до вечера нужно было обязательно убрать. А работников — только Гриша да его мать, Анастасия Никифоровна. Жать под палящим солнцем было нелегко. Мальчик то и дело останавливался и смотрел, много ли ещё осталось. Лес, возле которого поле заканчивалось, всё никак не хотел приближаться. Анастасия Никифоровна заметила огорчение сына. Она окликнула Гришу и ласково сказала: «Смотри, сынок, на колоски, которые жнёшь. Так легче будет». Гриша послушался маму и больше уже не отрывался от работы. А когда всё-таки решил снова посмотреть, долго ли до конца, не поверил своим глазам: лес был уже совсем рядом, а значит — работа закончена! Эту историю из своего детства часто вспоминал схиархимандрит Григорий (Давыдов) — старец ХХ века. Отец Григорий говорил, что получил тогда от матери важный духовный урок: тому, кто верен в малом, Господь даёт многое. О матушке старец всегда рассказывал с большой любовью и почтением.
Благодаря Анастасии Никифоровне Гриша с самых ранних лет воспитывался в вере и благочестии. Едва он научился самостоятельно стоять на ногах, как стал участвовать в домашней молитве. Крепко прижавшись к матери, мальчик слушал, как она обращается к Богу. Анастасия Никифоровна молилась простыми словами, идущими от самого сердца. Можно сказать, что Гриша и сам был плодом её усердных молитв. Он появился на свет, когда Анастасия Никифоровна и её супруг, Иван Фёдорович, крестьяне из села Жихорево Орловской губернии, были уже немолоды. Однако горячо молили Бога даровать им сына. Их просьба была услышана. Гриша появился на свет в 1911 году. Он стал настоящей поддержкой для матери, которая часто оставалась дома одна — отец мальчика состоял в артели мебельных мастеров и ходил на заработки по городам и сёлам родной Орловщины. Гриша с детства помогал матери по хозяйству. Мальчик умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать, трудился в поле и огороде. Всему этому его научила Анастасия Никифоровна. Позже, в советские годы, схиархимандрит Григорий (Давыдов) был сослан за веру на Колыму. Старец говорил, что эти умения и привитая матерью любовь к труду не раз спасали ему в лагере жизнь.
Когда Грише исполнилось восемь лет, родители взяли его с собой на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь. Паломничество произвело на мальчика огромное впечатление. Он впервые увидел монахов, и на обратном пути заявил отцу и матери, что тоже пойдёт в монастырь. Анастасия Никифоровна восприняла слова сына серьёзно. После поездки она стала замечать, что Гриша изменился. Всё больше времени он стремился проводить в уединении. Не раз мать видела, как по ночам мальчик тайком забирался на чердак и молился там, глядя в слуховое окно на звёздное небо.
В 1927-м, когда Грише исполнилось шестнадцать, Анастасия Никифоровна благословила его на принятие монашеского пострига. В годы безбожия и гонений на веру отцу Григорию пришлось нелегко. Были аресты, тюрьма и десять лет лагерей. Но тёплые воспоминания о дорогой матушке согревали его сердце в самые тяжёлые времена. Вернувшись из ссылки, схиархимандрит Григорий первым делом поспешил навестить родительский дом. С матерью он оставался близок до самого последнего дня её жизни. Незадолго до кончины Анастасии Никифоровны отец Григорий постриг её в иночество. Старец часто говорил, что если имеются у него какие-либо добродетели, то ими он обязан своей любимой матушке, которая собственным примером учила рассудительности, доброте, любви и вере.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер