
Маленький Тонио заболел. У мальчика был сильный жар. Он плакал, и мать перенесла кроватку ребёнка в свою комнату, чтобы постоянно быть рядом с ним. В комнате матери малыш сразу затих. Женщина ладонью пощупала ему лоб. Он уже не был таким горячим, как несколько минут назад. Температура быстро начала снижаться — безо всяких лекарств. Тони улыбался. Мать со вздохом облегчения склонилась над кроваткой сына и тихонько запела колыбельную. Этот эпизод из детства Антуан де Сент-Экзюпери — писатель и лётчик, автор знаменитой философской повести-сказки «Маленький принц» — вспоминал в 1922 году в письме к своей матери. «Я впервые ощутил необъятность не на самолете, не посреди моря, а на кровати в вашей комнате. Заболеть было такой удачей!». Свою мать Экзюпери называл лучшим, что есть в его жизни. А детство, проведённое рядом с нею — самым счастливым временем.
Антуан, или Тонио, как звали будущего писателя родные, был третьим из пятерых детей в семействе французских дворян де Сент-Экзюпери. Отец скончался, когда мальчику исполнилось всего 4 года. Заботу о детях и доме приняла на свои хрупкие плечи Мари — так звали маму писателя. Экзюпери вспоминал, что горе матери от потери любимого супруга и кормильца семьи было, вероятно, очень велико. Однако Антуан никогда не видел её грустной, замкнутой или отчаявшейся. По словам писателя, Мари всегда улыбалась, и каждому из детей доставалась доля её нежности и внимания. Невозможно было даже представить Мари де Сент-Экзюпери в гневе или злобе. «Она не знала иного воздействия на нас, кроме любви», — вспоминал Антуан.
Тонио, напротив, в детстве был довольно вспыльчивым ребёнком. В играх с братьями и сёстрами любил устанавливать собственные правила. Но лишь одного ласкового взгляда матери хватало, чтобы утихомирить Антуана и остудить пыл любой ссоры. Впрочем, куда больше, чем играть, Тонио нравилось просто быть рядом с матерью. Он всюду следовал за Мари со своим маленьким детским стульчиком. Стоило женщине присесть — за вышивание или чтение, как Антуан тут же устраивался у её ног. По вечерам, лёжа в своей кровати в детской, Тонио ждал, когда мать придёт поцеловать и благословить детей перед сном. «Вы склонялись над нами, и чтобы ничто не тревожило наши сны, вы разглаживали складки на наших одеялах. Вы смиряли наши кровати, как божественный перст смирял бурю на море», — писал Экзюпери. Уложив детей, Мари спускалась вниз и садилась за рояль. Звуки инструмента и пение матери доносились до Антуана и успокаивали его. «Ничто и никогда так не убеждало меня в полнейшей безопасности мира», — вспоминал он.
Как-то раз в полночь Тонио вдруг открыл глаза. Во сне у него в голове само собой сложилось стихотворение для мамы. Нужно было срочно ей его прочесть! Босоногий, в ночной рубашке, Антуан радостно вбежал в комнату матери. Кажется, он её разбудил... Тонио стало совестно. Но Мари с нежностью протянула руки к сыну, усадила его к себе на кровать. Мальчик с замиранием сердца прочёл ей своё стихотворение. Мама улыбалась, гладила Тонио по голове и просила читать снова и снова.
В 1909 году Антуан поступил в колледж при монастыре Сен-Круа в городе Ле-Ман. Вдали от родного дома его поддерживали письма матери. В ответ на её наполненные любовью и заботой послания Экзюпери отправлял свои — длинные, подробные. В письмах Антуана к Мари впервые проявился его дар сочинителя. Он сочинял для мамы забавные фантастические истории, похоже на те сказки, которые она когда-то ему читала. Например, однажды он написал биографию... цилиндра, рассказанную самим головным убором от первого лица.
А жизнь летела вперёд и забрасывала Экзюпери в самые разные уголки мира. Он служил в армии во Франции, побывал в Америке и Алжире, отважно воевал в рядах авиации в годы Второй мировой. И где бы ни был писатель, отовсюду летели домой его письма, адресованные матери. В них он не уставал говорить о своей трогательной сыновней любви: «Мамочка, я действительно люблю вас всей душой. Когда грустно — вы единственное утешение. Вы лучшее, что есть в моей жизни».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер