
Поэт Владимир Маяковский, как известно, не только писал стихи, но и занимался, как сегодня сказали бы, копирайтингом — то есть созданием рекламных текстов и лозунгов. Именно ему принадлежит ставшая хрестоматийной строчка: «Не покупаю нигде кроме, как Моссельпроме». Однако не все знают, что у этого известного слогана есть начало. И звучит оно так: «Я ем печенье фабрики «Красный Октябрь, бывшей Эйнем». Популярность сладостей фабрики немца Фердинанда Эйнема была настолько огромной, что даже после революции новая власть, переименовав национализированное предприятие в «Красный Октябрь», была вынуждена делать на упаковках и обёртках это важное уточнение — «бывшая Эйнем».
Фердинанд Теодор фон Эйнем, приехавший в Москву в 1851 году, открыл на Арбате маленькую кондитерскую, где предлагал отведать шоколадные изделия собственного изготовления. Его конфеты в буквальном смысле привёли в восторг жителей Первопрестольной, и дела Эйнема быстро пошли в гору. Через несколько лет у него уже была кондитерская фабрика на Софийской набережной, а фамилия «Эйнем» стала настоящим брЭндом, синонимом самого вкусного шоколада, конфет, какао, пастилы, мармелада, пряников и печенья. И всё-таки Фердинанд Эйнем остался в истории не только как шоколадный король. Вспоминают о нём и как о благотворителе, щедро делившимся своим богатством с людьми.
Эйнема вообще знали как человека отзывчивого и доброго, лишённого присущей многим немцам чопорности и надменности. Выражалось это порой даже в мелочах: к примеру, работники, поступающие на фабрику Эйнема, независимо от занимаемой должности, в первый рабочий день имели право бесплатно лакомиться сладостями в любых количествах, а подробную экскурсию по предприятию для них проводил сам хозяин.
Хозяин фабрики старался устроить быт своих работников так, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. При кондитерской фабрике имелось бесплатное общежитие, столовая, больница, школа. Даже одежду и обувь у Эйнема можно было получить бесплатно. А, кроме того, предприятие обеспечивало пожилым работникам пенсию, матерям — пособие по уходу за ребёнком, награждало тех, кто много лет трудился на фабрике, премиями и ценными подарками.
Был у Эйнема и ещё один принцип, которому он следовал с самого первого дня работы своей фабрики: с каждого проданного фунта печенья он жертвовал на благотворительность пять копеек серебром. Если учесть, насколько востребована была продукция его предприятия, сумма получалась приличная. Эти деньги Эйнем распределял между сиротскими приютами Москвы. Особое попечение оказывал он Немецкому приюту для бедных и сирот. Несмотря на название, среди воспитанников приюта, конечно, были дети не только немецкого происхождения. Двери его были широко открыты для всех, кто нуждался в заботе, пропитании и крыше над головой. Фабрика Эйнема регулярно поставляла в приют свою сладкую продукцию, а также снабжала его воспитанников свежим молоком.
Фердинанд Эйнем рано ушёл из жизни — ему было всего пятьдесят лет. Тяжёлая болезнь подкосила его в 1876 году. Но предприятие продолжало следовать добрым традициям своего основателя. В годы Первой Мировой фабрика Эйнема отправляла на фронт вагоны с печеньем, а в Москве на её средства был открыт лазарет для раненых воинов.
В 1918 году главная кондитерская фабрика Москвы перешла в государственную собственность и сменила название на всем нам сегодня известное «Красный Октябрь». Прижилось оно не сразу и долго ещё, упоминая о фабрике, к её новому названию непременно добавляли: «бывшая Эйнем», невольно вспоминая о человеке, для которого предпринимательство было возможностью помогать другим.
Все выпуски программы Имена милосердия
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!