В конце февраля тысяча девятьсот третьего года во дворе Набилковского коммерческого училища в Москве невозможно было протолкнуться, такая там царила оживлённая возня. На перемене учащиеся устроили настоящее сражение; оружием служили не только снежки, но и портфели, учебники и тетради. Визг и весёлый ребячий смех разносились в воздухе, а некоторые бойцы громко ревели, получив ледышкой в лоб. Но прозвучал мелодичный звонок, зовущий на урок, и сразу как по команде стих весь шум-гам. Мальчишки, только что участвовавшие в побоище, степенно расходились по классам, оправляя помятую форму и незаметно потирая ушибы. Набилковцы ни за что не позволили бы себе опоздать на урок: слишком уважали они своё учебное заведение.
Создатели Набилковского училища, братья Фёдор и Василий Набилковы, родились в небогатой семье крепостного крестьянина. Только неустанным трудом удалось им выбиться в люди, выкупиться из крепостного состояния. Как только их положение упрочилось, а капитал увеличился, Фёдор и Василий Набилковы начали выделять часть своих доходов на различные благотворительные нужды. В тысяча восемьсот двадцать восьмом году в Москве была основана обширная Набилковская богадельня с храмом во имя Святой Живоначальной Троицы. Через три года в приют приняли сто тридцать одну женщину и четырнадцать мужчин. Впоследствии богадельню расширили, пристроили к ней больничные корпуса, также открыли вторую церковь — во имя Всех Святых.
Фёдор Фёдорович Набилков, не имея собственных детей, особенно сочувствовал сиротам и ребятишкам из бедных и неблагополучных семей. В тысяча восемьсот тридцать втором году в его доме и на его средства открылся Набилковский дом призрения сирот мужского пола. Приют обеспечивал сиротам не только проживание и питание, но и обучение и религиозно-нравственное воспитание. Кроме общеобразовательных предметов дети обучались живописи, типографскому делу, церковному пению, ваянию, токарному, чеканному и столярному ремеслу. Приютское учебное заведение развивалось и со временем превратилось в одно из лучших в Москве — Набилковское коммерческое училище. По распоряжению Набилковых при училище всегда сохранялся приют для бесплатного содержания и обучения сирот и детей беднейших родителей всех сословий.
В Набилковском коммерческом училище преподавали высококвалифицированные учителя математики, химии, физики, также качественно обучали специальным предметам — коммерческому делу и бухгалтерскому учёту. Пристальное внимание уделялось изучению литературы, истории, немецкого, английского и французского языков. Училище обладало современной химической и физической лабораториями, обширной библиотекой. Успешно окончивший Набилковское училище выпускник получал звание кандидата коммерции и мог поступить в любое высшее техническое учебное заведение.
Глубоко религиозные братья Набилковы почитали за счастье участвовать в возведении и украшении храмов и монастырей. В тысяча восемьсот сорок четвёртом году Набилковы пожертвовали большую сумму на строительство храма во имя Всех Святых в Николаевской Берлюковской пустыни (в сорока километрах от Москвы). Набилковы помогали многим обителям: их трудами создавался скит во имя Всех Святых Валаамского монастыря, много жертвовали они на обители Святого Афона. Также Набилковы оказали немалую финансовую поддержку Киновии Александро-Невской Лавры — небольшому загородному монастырю, в котором размещались престарелые и больные монахи. С помощью Набилковых здесь построили каменные кельи для иноков, шатровую колокольню, завершили большой пятиглавый Свято-Троицкий храм. В две тысячи первом году этот храм вернули Русской Православной Церкви, здесь возобновились регулярные богослужения.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова