1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается истинная вера и где её искать? Ответу на этот вопрос посвящён тот отрывок из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
В первые века своего существования христианство состояло преимущественно из рабов и людей низших сословий, то есть из тех, кто не играл никакой значимой роли в жизни древнего социума. Так один из языческих философов по имени Цельс писал: «Мы видим в их домах чесальщиков шерсти, сукновалов и сапожников, самых необразованных и грубых людей». Кроме того, в общинах было много нищих, убогих, отверженных, людей, которые по той или иной причине потеряли всё на своём жизненном пути. Это давало повод язычникам высмеивать христианскую веру как мрачную и невежественную. Тот же Цельс пишет: «Пусть не примет христианства ни один образованный, ни один мудрый или благоразумный человек, ибо их мы считаем злом; но если кто невежда, если кому недостаёт здравого смысла и культурного воспитания, если кто глуп — пусть он смело приходит к ним». Конечно, это не означает, что среди последователей Христа не было знатных и образованных людей. Уже в Евангелии мы слышим о Никодиме и Иосифе Аримафейском, которые были представителями элиты иудейского общества. Из дальнейшей истории мы узнаем о Сергие Павле, проконсуле острова Крит, об Эрасте, хранителе городской казны Коринфа, о мученике Флавии Клеменсе, двоюродном брате императора Домициана, который принял мученическую смерть за Христа и о других благородных и знатных людях, которые также были христианами. Но всё же большая часть верующих были людьми простыми и незнатными. Нередко поэтому христианство даже называли «религией рабов».
Почему же именно эти люди наполняли Церковь? Ответ очевиден: лишь тот от всего сердца отзовётся на призыв Бога, кому надеяться больше не на что. Кто осознал своё совершенное бессилие и беззащитность перед обстоятельствами и другими людьми. Такому человеку всегда легче оставить всё и пойти за Христом. Ведь ему нечего терять. Господь для него — это последняя надежда. Именно в таком состоянии духовной нищеты человек наиболее восприимчив к Евангельской вести. С большим усердием Спасителя ищут те, кого жизнь подломила, кто явственно ощутил, что сам уже не справляется. Поэтому нищие и убогие в таком количестве принимали христианство и стремились жить по Евангелию. Эта жизнь давала им живое ощущение того, что они не вещь, они не какая-то испорченная деталь, не ошибка природы, не случайное недоразумение. Христианство превращало их в детей Божиих, возвращало им чувство собственного достоинства. Благодать действовала на сердце так, что те, кто жил с постоянным ощущением того, что они ничего не значат для этого мира, начинали видеть свою ценность и значимость. Раньше они были на задворках жизни. Теперь она била из них фонтаном. Это был реальный духовный опыт, который преображал верующих, давал им цель существования и силы идти к ней, а именно: свидетельствовать об истинности христианской веры и даже до смерти.
Сегодня апостол Павел говорит о том, что в этом избрании есть особый замысел Бога. Так Он показывает миру, что такое подлинная реальность, что такое настоящая жизнь во всей её глубине и ширине. Показывает, где и как искать эту полноту. Она становится доступна лишь тогда, когда мы, ощутив свою духовную нищету, всего себя без остатка препоручаем Творцу. Человек самодовольный, человек, который считает, что он сам контролирует свою судьбу, что он может сам совладать со всеми трудностями, что он крепок стоит на ногах и постоянно держит руку на пульсе, в конечном счёте, потерпит крушение. Истинная вера начинается лишь тогда, когда мы осознаём, что в конечном счёте мы сами не можем свершить ничего. Даже если наши усилия и потуги имеют какие-то положительные результаты, это всегда бег на короткие дистанции. Я совершенно не представляю, что ждёт меня за новым поворотом. Я не управляю своей жизнью на все сто процентов. А потому в любой момент она может стать непредсказуемой и неконтролируемой. Явное доказательство этому — смерть, которая ждёт всякого, и с которой не договориться. Не видеть этого, не ощущать — признак духовной слепоты. И напротив, чем больше я начинаю видеть свою беспомощность, тем больше нуждаюсь в Спасителе, тем больше препоручаю свою жизнь в её самых будничных проявлениях Творцу. Чем больше препоручения, тем больше света Его благодати я впускаю в себя. Тем интенсивнее Господь совершает в моей жизни то, что сам я не в силах был сделать по своей естественной ограниченности и незначительности. Одним словом, тем больше Его сила совершается в моей немощи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виктор Дмитриевский. «Черкизово. Церковь Ильи Пророка»
— Не правда ли, чудесная картина?
— Вы говорите про полотно Виктора Дмитриевского «Черкизово. Церковь Ильи Пророка»?
— Конечно! Вы так долго стоите возле него и с такой нежностью смотрите, что я решилась заговорить. У меня к этому произведению давняя любовь. Специально прихожу сюда, в Зарайский кремль, чтобы лишний раз его увидеть.
— Что ж, я вас понимаю, картина достойна внимания. Пасмурный осенний день. Трава на пригорке ещё зелёная, а вот листва на берёзе уже заметно поредела. На дереве вороньи гнезда, птицы тревожно кружат. Пейзаж довольно печальный. И вдруг, посреди него — уютный церковный дворик!
— Колокольня на переднем плане — резная, ажурная, белая, словно из сахара выточена.
— А наличники на оконных проёмах, кровля и купола будто глазурью расписаны. Какие чистые оттенки — молочно-голубой, нежно-зелёный. И кресты ярко-жёлтые! Эти цветовые пятна полностью меняют характер картины, настраивают на радостный, праздничный лад.
— Именно такое настроение меня охватывало, когда мы с бабушкой приходили в Черкизовский храм. Это было в пятидесятых годах прошлого века. Я маленькая совсем была, мало что запомнила. Но когда смотрю на картину Виктора Дмитриевского — вспоминается та детская радость.
— Ваша бабушка была верующей?
— Не то чтобы очень. Время-то какое было, люди опасались свою веру обнаруживать. А вот мама бабушки, прабабушка Таисия — та каждую неделю в церковь ходила. Именно в эту, Ильинскую. Там, на территории храма, Таисия Никитишна и похоронена. Мы с бабушкой как раз её могилу навещали. На картине Дмитриевского есть это кладбище — вон, видите, кресты за кованой церковной оградой.
— Я там бывал! Черкизовское кладбище — один из старейших некрополей Москвы, с историей. К примеру, там похоронен известный юродивый девятнадцатого века Иван Корейша — о нём упоминали в своих произведениях Лесков, Достоевский, Толстой.
— Правда? Не знала об этом. А вот могилы священников, которые служили в Ильинской церкви, мне бабушка показывала.
— Их там немало, ведь богослужения в храме не прерывались с тех пор, как он был построен в семнадцатом веке.
— Родственники, которые за могилой прабабушки ухаживают, рассказывают — и сейчас звенит колоколами Ильинская церковь. Одним глазком бы посмотреть, как она выглядит нынче.
— Да практически так же, как на картине Виктора Дмитриевского. Он написал этот пейзаж в восьмидесятых годах прошлого века, с тех пор в облике храма только цвет поменялся. Купола стали золотыми, а кровля — чёрной.
— Эта картина для меня — словно окошко в детство. Спасибо художнику — столько радости мне подарил, столько утешения. Жаль, я про него ничего не знаю.
— Что можно рассказать про Виктора Дмитриевского? Родился в 1923-м здесь, в Зарайске. Прошёл Великую Отечественную войну. После неё окончил художественный институт имени Сурикова. Прожил всю жизнь в Москве. Создал немало замечательных полотен, которые хранятся во многих музеях мира. В 1976 году получил звание народного художника.
— Заслуженно! Ведь что значит народный художник? Это тот, кто знает культуру народа, чувствует его дух, разделяет веру. Только такой человек мог написать картину «Черкизово. Церковь Ильи Пророка» — правдивую, лиричную, проникновенную.
Картину Виктора Дмитриевского «Черкизово. Церковь Ильи Пророка» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 215 зач., VI, 11-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Красной нитью сквозь всё письменное наследие апостола Павла проходит рассуждение о превосходстве веры над делами закона. Но что именно имеет в виду Павел, когда говорит о возможности достижения спасения с помощью веры? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Выражение «красная нить», ставшее метафорой и служащее для обозначения сквозной мысли для литературного произведения или продолжительной устной речи, было популяризировано немецким писателем Гёте. Но, справедливости ради, не им придумано. Гёте взял образ красной нити из окружающей действительности. А именно — во времена жизни немецкого классика в английском флоте было принято использовать верёвки и канаты с вплетённой в них красной ниткой. Она являлась знаком, что данные снасти есть собственность британской короны. Убрать красную нить из той или иной верёвки можно было только, распустив эту веревку полностью. Что не имело никакого практического смысла.
Красной нитью, то есть сквозной мыслью, письменного наследия апостола Павла является убеждённость в превосходстве веры над делами закона. Но это превосходство вовсе не выражается в том, что заповеди должны быть отменены. Речь идёт об ином. А именно — о том, что тот или иной поступок, даже самый благочестивый по форме, без веры, любви к Богу и людям может превратиться в нечто бессмысленное и даже вредное, губительное. Об этом апостол, в частности, рассуждает в прозвучавшем отрывке из послания к Галатам.
Галаты считались во времена Павла молодой народностью. Они были потомками галлов, насильно переселённых в Малую Азию властями Римской империи. Галаты долгое время страдали от синдрома народа без истории и родины. Но в данном положении дел имелись и преимущества. Галаты не были обременены прошлым, могли спокойно начать всё с чистого листа. Что они и сделали, приняв христианство с радостью и благодарностью Богу.
Но не всем нравилось то, что случилось с галатийским народом. В Галатию прибыли иудейские миссионеры, которые стали проповедовать местным жителям необходимость соблюдения ветхозаветных заповедей. Не только закона Моисея, но и талмудического предания. Причём, без какого-либо осознанного восприятия. Такие нормы, как обрезание, субботний покой, кошерная еда, преподносились как нечто самоценное, обязательное и в религиозном плане спасительное.
Апостол Павел был до глубины души возмущён деятельностью иудейских проповедников и с помощью послания постарался оградить галатов от губительного влияния лжемиссионеров. Апостол пишет данный текст собственноручно несмотря на то, что руки его были травмированы тяжёлым ремеслом по изготовлению палаток-шатров. Павел даже извиняется, что пишет много, то есть крупно, размашисто. Но тема была очень важной.
И апостол доказывает галатам, что ветхозаветные нормы устарели, а любое внешнее проявление религиозности должно основываться на милосердии, понимании, любви. А ещё настоящая вера никогда не призывает самоутверждаться за чей-либо счёт. В данном отношении Павел ссылается на смысловую красную нить жизни и служения Христа, Который всегда проявлял уважение к людям, отделял человека от его ошибок и призывал более заботиться о сути, нежели о форме. Вот и своих читателей, а вместе с ними и нас апостол просит не подменять содержание формой, но в любое религиозное действие вкладывать чистое сердце и искреннюю веру в Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Просто о Канте». Интервью с В. Балановским
Гость программы — Валентин Балановский, кандидат философских наук, доцент Балтийского федерального университета имени И. Канта.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи