Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

С чего начинается истинная вера и где её искать? Ответу на этот вопрос посвящён тот отрывок из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;

27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;

28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,

29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

В первые века своего существования христианство состояло преимущественно из рабов и людей низших сословий, то есть из тех, кто не играл никакой значимой роли в жизни древнего социума. Так один из языческих философов по имени Цельс писал: «Мы видим в их домах чесальщиков шерсти, сукновалов и сапожников, самых необразованных и грубых людей». Кроме того, в общинах было много нищих, убогих, отверженных, людей, которые по той или иной причине потеряли всё на своём жизненном пути. Это давало повод язычникам высмеивать христианскую веру как мрачную и невежественную. Тот же Цельс пишет: «Пусть не примет христианства ни один образованный, ни один мудрый или благоразумный человек, ибо их мы считаем злом; но если кто невежда, если кому недостаёт здравого смысла и культурного воспитания, если кто глуп — пусть он смело приходит к ним». Конечно, это не означает, что среди последователей Христа не было знатных и образованных людей. Уже в Евангелии мы слышим о Никодиме и Иосифе Аримафейском, которые были представителями элиты иудейского общества. Из дальнейшей истории мы узнаем о Сергие Павле, проконсуле острова Крит, об Эрасте, хранителе городской казны Коринфа, о мученике Флавии Клеменсе, двоюродном брате императора Домициана, который принял мученическую смерть за Христа и о других благородных и знатных людях, которые также были христианами. Но всё же большая часть верующих были людьми простыми и незнатными. Нередко поэтому христианство даже называли «религией рабов».

Почему же именно эти люди наполняли Церковь? Ответ очевиден: лишь тот от всего сердца отзовётся на призыв Бога, кому надеяться больше не на что. Кто осознал своё совершенное бессилие и беззащитность перед обстоятельствами и другими людьми. Такому человеку всегда легче оставить всё и пойти за Христом. Ведь ему нечего терять. Господь для него — это последняя надежда. Именно в таком состоянии духовной нищеты человек наиболее восприимчив к Евангельской вести. С большим усердием Спасителя ищут те, кого жизнь подломила, кто явственно ощутил, что сам уже не справляется. Поэтому нищие и убогие в таком количестве принимали христианство и стремились жить по Евангелию. Эта жизнь давала им живое ощущение того, что они не вещь, они не какая-то испорченная деталь, не ошибка природы, не случайное недоразумение. Христианство превращало их в детей Божиих, возвращало им чувство собственного достоинства. Благодать действовала на сердце так, что те, кто жил с постоянным ощущением того, что они ничего не значат для этого мира, начинали видеть свою ценность и значимость. Раньше они были на задворках жизни. Теперь она била из них фонтаном. Это был реальный духовный опыт, который преображал верующих, давал им цель существования и силы идти к ней, а именно: свидетельствовать об истинности христианской веры и даже до смерти.

Сегодня апостол Павел говорит о том, что в этом избрании есть особый замысел Бога. Так Он показывает миру, что такое подлинная реальность, что такое настоящая жизнь во всей её глубине и ширине. Показывает, где и как искать эту полноту. Она становится доступна лишь тогда, когда мы, ощутив свою духовную нищету, всего себя без остатка препоручаем Творцу. Человек самодовольный, человек, который считает, что он сам контролирует свою судьбу, что он может сам совладать со всеми трудностями, что он крепок стоит на ногах и постоянно держит руку на пульсе, в конечном счёте, потерпит крушение. Истинная вера начинается лишь тогда, когда мы осознаём, что в конечном счёте мы сами не можем свершить ничего. Даже если наши усилия и потуги имеют какие-то положительные результаты, это всегда бег на короткие дистанции. Я совершенно не представляю, что ждёт меня за новым поворотом. Я не управляю своей жизнью на все сто процентов. А потому в любой момент она может стать непредсказуемой и неконтролируемой. Явное доказательство этому — смерть, которая ждёт всякого, и с которой не договориться. Не видеть этого, не ощущать — признак духовной слепоты. И напротив, чем больше я начинаю видеть свою беспомощность, тем больше нуждаюсь в Спасителе, тем больше препоручаю свою жизнь в её самых будничных проявлениях Творцу. Чем больше препоручения, тем больше света Его благодати я впускаю в себя. Тем интенсивнее Господь совершает в моей жизни то, что сам я не в силах был сделать по своей естественной ограниченности и незначительности. Одним словом, тем больше Его сила совершается в моей немощи.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем