Однажды со мною случилась трогательное букинистическое событие. На улице Новый Арбат (раньше он назывался Калининским проспектом), — я заглянул в книжный киоск-магазин. Их там несколько, и во всех продаются старые книги из домашних московских библиотек.
В тот день я почему-то купил поэтический сборник Веры Звягинцевой, книжку 1958 года «Зимняя звезда». Об авторе я знал: родилась в конце XIX века, была актрисой, дружила с Пастернаком и Цветаевой, много сделала для знакомства русского читателя с армянской поэзией (на её могиле в Переделкине — узорчатое надгробье из древнего пористого камня, привезённого из Армении).
Я вышел из букинистического с книжкой, открыл её наугад и стал читать стихотворение с середины, очень грустное. Но по мере чтения печаль светлела:
...Позвонили сегодня с утра:
Умер старый знакомый.
Вчера
Говорил он про завтра. (Умру, —
Позвонят ли тебе поутру?)
Сколько раз слышу я среди дня:
Нету времени у меня.
Где ж оно? Мне не скажет никто
Убегает ли сквозь решето?
Паровозом ли мчит впереди,
Ты ж в окошко вагона гляди!
Но до слёз эту землю любя,
Время, время, поймаю тебя.
Посиди, поработай со мной,
Подыши на меня тишиной.
Обегая стрелой циферблат,
Научи жить со временем в лад.
Не тони, подожди, продержись,
Моя трудная, милая жизнь!
Вера Звягинцева, из стихотворения 1940 года «Время»
Конечно, Вера Клавдиевна Звягинцева, покинувшая земную жизнь летом 1972 года, была человеком своего времени. В её книгах с хорошими названиями «По русским дорогам», «Вечерний день», «Моя Армения» — присутствуют стихи и о компартии, и о революции, и о прочем краснознамённом. Но что же поделать: пятьдесят пять лет из семидесяти семи она прожила при безбожной власти.
А прожила, между прочим — более чем достойно, отдав искусству — как написал её товарищ, поэт и переводчик Семён Липкин — «жизнь без сдачи».
Её этюд «Искусство» из книги «Вечерний день» 1962 года открывался словами: «Но как прожить без божества / Атеистическому веку! / И краски, музыка, слова / И труд — всему он голова — / Святые обрели права, / Служа земному человеку...»
Я закончу нашу встречу-поминание поэтессы и переводчицы Веры Звягинцевой её сердечным поэтическим монологом о себе самой, её доверчивой исповедью:
Я пишу, как дышу.
По-другому писать не умею.
Поделиться спешу
То восторгом, то болью своею.
Я навряд ли права,
Исповедуясь так перед всеми,
Не нужней ли слова
О делах, обгоняющих время?
Что я всё о своём?
Я живу в этом мире огромном
Не одна, не вдвоём,
В уголке не скрываюсь укромном.
Не такая пора,
Чтобы жить лишь своею душою,
Нужно кончик пера
Окунуть в море жизни большое.
Ну а всё же, друзья,
Может быть, этот грех мне простится:
Ведь, по правде, и я
Тоже этого века частица.
Я, конечно, грешу, —
Что судьба одного человека!
Я пишу, как дышу.
...Но дышу-то я воздухом века.
Вера Звягинцева, «Я пишу, как дышу», из книги «Вечерний день», 1962 год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 13. Богослужебные чтения
Люди обладают реальной, а не выдуманной, иллюзорной свободой воли. И во власти человека находится, как распорядиться дарами, талантами Божиими. К сожалению, далеко не всегда мы делаем правильный выбор. О том и свидетельствует царь Давид в псалме 13-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Псалом 13-й был написан царём и пророком Давидом в очень непростые для государства Израильского времена. Первый в истории царь народа еврейского Саул забыл о Боге, встал на путь порока, развратился сам и развратил ближайшее своё окружение. Результатом стало сначала нравственное, а затем и физическое безумие. И Давид, видевший происходящее, пишет с горечью: «Сказал безумец в сердце своём: „нет Бога“. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро».
Давид очень переживал за родину, за свой народ. Он понимал, что безумный царь доведёт страну до катастрофы. Но Давид надеялся на милость Божию, на доброе вмешательство Творца во всё происходящее. И псалмопевец поэтично описывает, как Бог смотрит на происходящее. Цитата: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Казалось бы, сказанное указывает, что нет никакой надежды. Но то, что кажется невозможным людям, для Господа таковым не является.
Давид пишет, что через пророков Бог пытался вразумить Саула, наставить его на путь праведный. Но тот испугался утратить приятный ему образ жизни, покаяться. Выбрал не страх Божий, а страх лукавый. Или как пишет Давид: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных». А дальше праведник пишет о себе в третьем лице: «Вы (обращается он к Саулу с приближёнными) посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его». Но именно это упование, то есть преданность, верность, стали залогом чуда от Бога.
Нищий пастух Давид не только смог победить могучего Голиафа, но и был выбран новым царём Израильским. Не за физическую силу, не красноречие, а за благочестие и неравнодушную любовь к своей родине. Давид понимал, что нельзя говорить правильные вещи и параллельно жить во грехе. Саула такая нравственная шизофрения привела к безумию настоящему. И Давид, который никогда не искал власти и был поставлен на царский трон для себя совершенно неожиданно, принимая это избрание, пообещал Богу, что никогда Его не предаст.
Нельзя сказать, что всё в жизни Давида было гладко, но даже согрешая, он от Бога не отрекался, каялся, за Господа держался. И Творец всегда был рядом с Давидом, защищая и его самого, и людей, которыми пророку и царю суждено было руководить. Пусть же два диаметрально противоположных примера — Саула и Давида — живут в нашей памяти, с одной стороны, помогая нам не приписывать себе лишнего, забывая о Боге, а с другой — укрепляя нас в мысли, что без Господа ничего по-настоящему доброго, светлого мы сделать в этой жизни не сможем.
«30-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Протоиерей Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:9-10,17-23,32-40) и Евангельского (Мф.1:1-25) чтений в 30-е воскресенье по Пятидесятнице, о Навечерии (Сочельнике) Рождества и празднике Рождества Христова, о днях памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, Собора Пресвятой Богородицы, первомученика архидиакона Стефана, 20000 мучеников в Никомидии пострадавших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Семейные паломничества». Священник Стахий Колотвин
Гостем программы «Семейный час» был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор посвящён паломническим поездкам и путешествиям с семьёй — тому, как они складываются, с какими вопросами сталкиваются родители и что важно учитывать, отправляясь в дорогу вместе с детьми. Отец Стахий делится опытом семейных поездок, рассказывает о маршрутах по России и за рубежом и о том, как в таких путешествиях сочетаются посещение святынь и знакомство с культурой.
Отдельное внимание в беседе уделяется поездкам с подростками, их самостоятельному участию в паломничествах, вопросам доверия и ответственности. Гость говорит о том, почему важно давать детям возможность проходить этот путь самим и как совместная дорога помогает укреплять семейные отношения.
В выпуске также обсуждается опыт паломничеств в разных странах, отношение к паломникам, вопросы безопасности и гостеприимства, а также то, как путешествия помогают по-новому взглянуть на веру, историю и людей.
О семейных паломничествах и дороге как общем опыте — в программе «Семейный час» на Радио ВЕРА.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час











