Каждая Православная Церковь имеет родину — место, в котором она зародилась. Для Русского Православия — это город Киев, где в десятом веке произошло Крещение Руси. Для Сербской Церкви и сербской культуры такой колыбелью является Косово, где долгое время жили Патриархи Сербской Церкви, избравшие себе в качестве места пребывания город Печ.
Печ стал известен как важный церковный центр Сербии ещё в тринадцатом веке — благодаря просветителю сербского народа святителю Савве. Святой Савва, отказавшийся от царского титула, принял монашество на горе Афон — в русском Пантелеимоновом монастыре. Затем он был посвящен в сан епископа и стал главой Сербской Церкви. Перед тем, как приступить к данному служению, святой Савва посетил Иерусалим, где просил Бога о помощи и укреплении сил. На Святой земле Господь послал Савве Сербскому великое утешение. В Иерусалиме святому была подарена икона Богоматери, написанная по преданию самим апостолом Лукой. Лука изобразил Деву Марию на 17-ый год после Воскресения Её Сына — Иисуса Христа.
До пятого века указанная икона находилась в Палестине, после чего по приказу императора Льва Великого её перенесли в Константинополь. В десятом столетии древняя икона была отправлена в Херсонес, располагавшийся на месте современного Севастополя. Именно в Херсонесе принял крещение святой князь Владимир Киевский. Ему и подарили икону Богоматери. Вместе с князем образ отправился сначала в Киев. Затем икону отвезли в Великий Новгород.
Впоследствии икона по невыясненным причинам вновь вернулась на Святую землю, где её подарили святителю Савве Сербскому. Святой Савва, привезя чудотворную икону в Сербию, распорядился отправить её в город Печ, ставший к тому времени центром Сербской Церкви. Для хранения образа был построен храм во имя святых апостолов. Рядом с ним возвели здания Патриархии. Сербские церковные предстоятели жили в Пече до 18-го века. Здесь же они обретали последнее пристанище. До наших дней сохранились усыпальницы сербских иерархов — их могилы украшены мраморными надгробиями.
Приехав сегодня в Печ, вы, к сожалению, не увидите чудотворный образ Богородицы. Во времена турецкого нашествия Печская икона Богоматери была утрачена. Но сохранилась её копия — список, который находится в упомянутом уже храме святых апостолов. Список, также, как и оригинал, является чудотворным. Доказательством этому служат многочисленные украшения, подаренные благодарными людьми. Сербские Патриархи больше не живут в Пече. В бывшей уже Печской Патриархии расположен теперь женский монастырь. Местные сестры-монахини ежедневно молятся перед Печской иконой, в том числе о сохранении Сербии и её исторической части — Косово. В Печском монастыре говорят, что после падения монархии сербы не остались без национального предводителя. Им стала Сама Богородица. В знак этого Печская икона стоит не на аналое, а на самом настоящем троне, на котором восседали когда-то сербские государи.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер