В один из осенних вечеров 1923 года в Одесском оперном театре шла опера «Лакмэ» французского композитора Лео Делиба. Зал был полон. В ложе бенуара, у самой сцены, сидела девушка. Миниатюрная, тоненькая, черноволосая. Девушка слушала, как герои спектакля поют о любви, которая преодолевает все преграды и никогда не заканчивается. И думала о том, как бы ей самой хотелось встретить в жизни такую любовь. В один из моментов она посмотрела в партер. И среди зрителей заметила молодого человека в военной форме. Вдруг он тоже обернулся — как будто почувствовал взгляд. Их глаза встретились. Так впервые увидели друг друга будущий маршал Леонид Александрович Говоров и его супруга Лидия Ивановна.
Во время антракта он отыскал её в толпе. Они познакомились. И уже через несколько минут делились мыслями и впечатлениями так искренне, словно были старинными знакомыми. После спектакля Леонид проводил Лидию до дома. А через несколько недель они стали мужем и женой. Говоров тогда служил командиром артиллерийского полка Перекопской стрелковой дивизии. Лидия Ивановна понимала, что, выходя замуж за военного, выбирает кочевую жизнь. Однако это её совсем не пугало. Ради супруга она была готова жертвовать собственным комфортом. Лидия с готовностью следовала за мужем всюду, куда бы ни забрасывала его служба. Так продолжалось много лет.
А в 1941-м им впервые пришлось надолго расстаться. Началась Великая Отечественная война. Леонида Александровича назначили командующим артиллерией Западного фронта. Он занимался организацией обороны Москвы. Долгие месяцы Лидия не видела мужа. Только получала от него письма. Летом 1942-го Лидия Ивановна узнала, что её супруга назначили командующим войсками Ленинградского военного округа. Тяжело было думать, что теперь он где-то совсем далеко, в осаждённом врагами городе. Лидия в письмах упрашивала мужа, чтобы он разрешил ей приехать к нему, быть рядом. Леонид Александрович не соглашался — он не хотел подвергать любимую жену такому огромному риску. А она всё равно не выдержала и приехала — зимой, когда в блокадном Ленинграде было особенно тяжело. Аэроплан, в котором летела Лидия, не смог сесть на лёд Ладожского озера — было слишком скользко. Приземлились за несколько километров. До берега женщина добиралась на телеге. Потом пересела в один из грузовиков, следующих в город по Дороге жизни. По пути машину обстреляли. Она едва не провалилась под лёд. Но после всех этих испытаний Лидия наконец-то смогла обнять своего дорогого мужа. До самого конца блокады она оставалась в Ленинграде вместе с ним. В январе 1944-го Лидия Ивановна с Леонидом Александровичем стояли на Троицком мосту и смотрели на залпы салюта в честь долгожданного снятия блокады. За вклад в освобождение города Леониду Говорову было присвоено звание маршала Советского Союза.
Леонид Александрович в отпуск уходил всего два раза в жизни. В 1946-м они с Лидией Ивановной съездили на отдых в Венгрию и Чехословакию. Потом некоторое время отдыхали в Сочи. Минуты, когда они могли быть рядом друг с другом, и не думать больше ни о чём, Говоровы ценили на вес золота.
Леонид Александрович Говоров ушёл из жизни в 1955 году. Несмотря на то, что Лидия Ивановна надолго пережила супруга, она больше не вышла замуж. Потому что в её сердце жила та самая любовь, о которой она когда-то мечтала, глядя на сцену Оперного театра: единственная, огромная, способная всё преодолеть.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.