
Четырнадцатого марта тысяча восемьсот семьдесят первого года купец первой гильдии Николай Русанов сидел в конторе и просматривал финансовые отчёты своих лесопильных заводов. В комнату вбежал его помощник Никита. «Николай Иванович! Беда стряслась: буря в Онежском озере погубила весь Ваш груз! Хорошо хоть, что все люди живы остались», — взволнованно проговорил он. «Ты успокойся, Никита, не суетись. Бог дал — Бог взял»,— рассудительно произнёс Русанов. Помолчал немного, а потом добавил: «Это то самое судно, на котором я посылал доски и брёвна для строительства Петрозаводского театра? Что ж, если стройматериалы не доплыли, помогу деньгами. Будь добр, Никита, вызови управляющего. Отправлю губернатору тысячу рублей на покупку досок для театра».
Купца Николая Русанова по всей Карелии уважали как отзывчивого и доброго человека. Он родился в тысяча восемьсот двадцатом году в семье крестьянина Онежского уезда Архангельской губернии. С одиннадцати лет помогал отцу на лесосплавных работах. С тысяча восемьсот тридцать седьмого года Коля в качестве десятника самостоятельно сплавлял лесные материалы для Петербургского кораблестроения по Онежскому и Ладожскому озеру. Ещё в этом юном возрасте Николай проявил немалую изобретательность: он предложил связывать брёвна не в малые тихоходные плоты, как делали прежде, а в большие и устанавливать на них мачты и паруса. Николая щедро наградили за его полезное усовершенствование: так он получил свой первый капитал, положивший начало его многомиллионному состоянию.
В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году Русанов построил Шальский лесопильный завод в посёлке Шальский на берегу Онежского озера в тридцати пяти километрах от Пудожа, а через десять лет открыл такой же завод в городе Мезени Архангельской губернии. Продукция заводов шла в Санкт-Петербург и на экспорт — в Великобританию.
Чем больше денег зарабатывал Николай Иванович, тем больше вкладывал в благоустройство родного северного края. Для учреждения спасательной станции в устье реки Водлы, что на юго-востоке Карелии, Николай Иванович построил маяк на одном из островов и содержал при нём лодку с двумя гребцами для помощи терпящим бедствие в Онежском озере.
Сам Русанов не получил в детстве образования, поэтому для него было особенно важно, чтобы у местных ребятишек появилась возможность учиться. Он много вкладывал в строительство школ для детей своих рабочих, в их оборудование и содержание. На деньги Русанова построили Шальское земское училище. Выделил Николай Иванович стройматериалы на возведение здания для Нигижемско-Пречистенского двухклассного училища в посёлке Нигижма, что в двадцати километрах от Пудожа.
Первостепенным делом для Николая Русанова было возведение православных храмов. При своём лесопильном заводе в Мезени он построил церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Благодаря Русанову в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году появился красивый деревянный храм во имя Архистратига Божьего Михаила в Ораниенбауме (современный город Ломоносов). Жители Ораниенбаума давно нуждались в собственной городской церкви, и были очень признательны Николаю Ивановичу за его финансовую помощь. Через год освятили во имя святителя Николая Мирликийского правый придел Свято-Михайловского храма, устроенный также на средства Русанова.
Святитель Николай Чудотворец пользовался особым почитанием в семье Николая Русанова. В Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге построили на деньги купца Никольскую кладбищенскую церковь. В цокольном этаже храма была устроена семейная усыпальница Русановых. Здесь лесопромышленник упокоился после многих трудов на благо северного края.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..